Между тем, об этих планах стало известно еще несколько дней назад. ЦБ публиковал данные о параметрах золотого запаса и государственных валютных резервов с 1993 года. Теперь не будет. Но дело в том, что никакой практической пользы это решение не принесет: основная часть российских золотовалютных резервов (ЗВР) размещена за пределами страны, и там о ней прекрасно знают во всех деталях. Для внутреннего пользования это работает: как известно, замороженные Западом $300 млрд резервов – лишь ориентировочная цифра.
«Я вижу в этой чиновничьей инициативе некий неизжитый рецидив советского прошлого, какие-то фантомные боли и стремление засекречивать всё и вся, - говорит финансовый аналитик Михаил Беляев. – Никто в СССР не понимал, зачем это нужно. Тем более, не вижу никакого практического смысла сейчас. Ведь всё отслеживается, всё вычисляется предельно точно – и объемы нашей золотодобычи, и объемы закупок Центробанком металлической части, не говоря уже о валютной. Ни с какой точки зрения нет надобности закрывать эти данные. Российские ЗВР точно не будут в большей безопасности».
Понятно, рассуждает Беляев, что в официальных бюллетенях Минфина и ЦБ эта информация уже не появится. Соответственно, отечественным СМИ, рассказывающим о ситуации с ЗВР, не на что будет ссылаться.
Собеседник «МК» вспоминает, как в былые годы ему и его коллегам предписывалось ссылаться в научных монографиях и статьях исключительно на советские источники. Но таковых не было вообще. Приходилось обращаться к статьям во «вражеских» Financial Times и Economist, что-то выуживать оттуда, но бдительные цензоры в лице Главлита не пропускали такую «крамолу». В-общем, выкручивались как могли