Начнется уже в июне: прогноз безработицы в России вызвал тяжелые чувства

Даже при оптимистичном сценарии количество потерявших работу вырастет до 1,2 млн

К концу 2022 года в большинстве российских регионов усилится безработица, прогнозирует Центр стратегических разработок (ЦСР). Главным образом речь идет о субъектах с ярко выраженной промышленной структурой экономики. Сегодня, в условиях санкций, эти территории страдают в первую очередь: импортные комплектующие недоступны, зарубежные партнеры потеряны, логистические маршруты сломаны. Все это ставит крест на нормальной отраслевой деятельности. Рабочие места окажутся под ударом.

Даже при оптимистичном сценарии количество потерявших работу вырастет до 1,2 млн

Как следует из прогноза, в 53 регионах показатель безработицы увеличится в полтора раза, а в 16 субъектах РФ — вдвое относительно уровня января-марта 2022 года. Список самых «рискованных» территорий возглавят Курганская область (12,5%), Коми (12,3%), Карелия (11,8%), Ульяновская и Костромская области (10,5%). Им придется тяжелее остальных. В то же время рынки труда крупнейших городских агломераций - Москвы, Московской области, Санкт-Петербург - перенесут кризис относительно безболезненно. Здесь безработица не превысит 5-6% благодаря «сервисной», потребительской структуре экономики, мало затронутой санкциями.

Как заявил 7 июня президент Владимир Путин, уровень безработицы в стране в апреле снизился до нового исторического минимума в 4%, и это серьезное достижение в нынешних непростых условиях. Ранее, 3 июня, в аппарате вице-премьера Татьяны Голиковой доложили, что число зарегистрированных на бирже труда к 30 мая возросло до 686,4 тысячи человек. При этом, отмечает Голикова, количество вакансий превышает численность официально безработных граждан более чем в три раза. Правительство в проекте бюджета рассчитывало, что в ближайшие два года безработица сохранится на уровне 4,5%. Об этом можно забыть, уверяют независимые эксперты. По словам директора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимира Гимпельсона, «безработица может достичь и 10%, и не только из-за ухода иностранных компаний. Российскому бизнесу тоже придется сжиматься». 

«До недавних пор росту безработицы препятствовали положения Трудового кодекса о необходимости оплаты 2/3 ставки работнику в условиях простоя, - говорит профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. – Работодатели не спешили с сокращениями, поскольку не до конца понимали, что их ждет. Кроме того, по закону человека надо предупредить об увольнении за два месяца и выплатить ему несколько окладов. Сейчас этот «буферный» период на рынке труда завершается: ресурсы компаний стремительно иссякают – и финансовые, и производственные».

Точкой роста безработицы может оказаться конец июня. При этом предприятия, войдя в режим простоя, будут расторгать договоры с людьми не по сокращению штата, а на основании соглашения сторон. Этот формат позволит избежать исков со стороны работников и проблем с государственными контролирующими органами. Например, напоминает Сафонов, так поступила компания «Фольксваген Груп Рус», предложив сотрудникам из Нижнего Новгорода (около 200 человек) добровольное увольнение с пакетом льгот. Пакет включает финансовую компенсацию и медицинскую страховку до конца 2022 года.

«В значительной степени динамика безработицы будет зависеть от того, в состоянии ли правительство в предельно сжатые сроки и фактически в ручном режиме реализовать меры по поддержке занятости, - рассуждает Сафонов. – В первую очередь надо решить проблему с комплектующими из Европы, которая для нас закрыта. Непонятно, как быстро удастся найти им замену, и удастся ли вообще. Еще один вопрос: смогут ли российские автопроизводители собирать упрощенные модели, на основе технологий из прошлого? Необходимо упрощать процедуры параллельного импорта, научиться более оперативно выдавать лицензии».

По словам Сафонова, если все это удастся осуществить, к концу года официальная безработица не выйдет за рамки 1,2 млн человек. В противном случае она вырастет до 2,5-3 млн. Ситуацию будут усугублять и такие факторы, как инфляция, снижение реальных располагаемых доходов, сокращение потребительского спроса.

«Любой бизнес имеет своих смежников: кто-то ему поставляет оборудование и комплектующие, кто-то занимается сбытом его продукции, кто-то - рекламой, - отмечает член Совета Конфедерации труда России Павел Кудюкин. – Нынешний кризис охватывает всю эту систему, по цепочке передается от одного предприятия к другому. И в итоге отражается на общем уровне занятости и деловой активности».

На взгляд Кудюкина, именно сейчас безработица начинает понемногу набирать обороты. Компании будут все чаще отправлять сотрудников в простой, а в ближайшей перспективе - сокращать. Либо же вместо западных изделий им придется наладить производство китайских. Но Китай явно не рвется замещать ушедших европейцев и американцев.      

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру