Сергей Дроздов, финансовый аналитик: «В условиях высоких процентных ставок экономика не будет нормально работать, так что решение понизить уровень ключевой ставки, безусловно, правильное. Да и ситуация позволяет: рубль стабилен, на валютном рынке нет панических настроений.
Обычно, по классике, снижение ставки приводит в моменте к ослаблению национальной валюты. Но сегодня это маловероятно: курс находится под полным контролем ЦБ, и все разговоры, что регулятор своими действиями хочет ослабить рубль, – в пользу бедных.
Из очевидных последствий сегодняшнего решения Совдира ЦБ: ставки по кредитам и депозитам снизятся, но по депозитам – быстрее.
Что касается потребительского спроса, то особого роста я не жду. На фоне санкций у людей возникли опасения по-поводу своего будущего, прежде всего финансового, и спрос сжался. Бизнес испытывает трудности с логистикой и переводом платежей в иностранные банки, отсюда и малопривлекательные ценники в магазинах, особенно на бытовую технику. Население, привыкшее все пересчитывать в доллары, ужасается и воздерживается от лишних трат. Тем более что сейчас лето, сезон отпусков: людям не до покупок стиральных машин».
Владислав Антонов, финансовый аналитик BitRiver: «Этот предсказуемый шаг ЦБ во многом связан с тем, что на 3 июня инфляция в России в годовом выражении замедлилась до 17,02% (с 17,35% неделей ранее), а курс доллара находится ниже отметки в 60 рублей. Соответственно, снизились риски для финансовой стабильности, о чем свидетельствуют и последние меры ЦБ по ослаблению валютного контроля за физическими лицами и экспортерами.
Полагаю, теперь регулятор возьмет паузу, чтобы оценить ситуацию в экономике после серии снижения ставок. Проблема в том, что тенденция к продолжению роста потребительских цен сохраняется – из-за ограниченного товарного ассортимента и низкого спроса на импорт на фоне нарушения цепочек поставок».
Михаил Коган, руководитель отдела аналитических исследований «Высшей школы управления финансами»: «В целом речь идет о поэтапной корректировке того шага, который был сделан в феврале, когда ставка взлетела до 20%, хотя де-факто это было совершенно не нужно. Плюс у нас снижаются темпы инфляции.
В любом случае вектор по ключевой ставке диктуется руководством Центробанка. Все прекрасно понимают: чем дешевле кредиты, особенно для предприятий, тем активнее бизнес будет развиваться и постепенно замещать иностранные компании, создавая рабочие места. Это будет крайне актуально ближе к концу лета, когда должен закончиться простой. Я не вижу риска, что снижение ставки подхлестнет инфляцию, поскольку цены на продукты первой необходимости контролируются Федеральной антимонопольной службой и правительством. Так что в этом плане волноваться причин нет. Для регулятора сейчас важнее другие факторы, например кредитование, которое с марта упало в три раза, и его нужно стимулировать».