Провозглашенная политиками заморозка деловых отношений между европейскими покупателями энергоресурсов и трейдерами, торгующими российской нефтью, вынуждает последних применять все более изощренные способы обойти запреты Еврокомиссии, не нарушая при этом законы Старого Света. Вот пример, о котором поведало агентство Bloomberg: в последние числа мая в водах Атлантического океана почти в 500 километрах к Западу от португальского острова Мадейра танкер Zhen I перегрузил крупную партию нефти в трюмы супертанкера Lauren II. Морские акватории нередко используют для перемещения грузов с небольших каботажников на крупные суда, однако обычно место погрузки выбирают в более спокойных водах неподалеку от берега, чтобы снизить риски разлива топлива. Тот факт, что в данном случае сырье впервые было передано в открытом море наталкивает на мысль о попытке сторон сохранить в тайне проделанную операцию. Эксперты агентства предполагают, что таким образом международные трейдеры приобретают значительные объемы попавшей под европейские санкции российской нефти.
Эффективность «нефтяных» санкций ЕС вызывает сомнения и у издания Independent, аналитики которого указывают на двукратный рост перевозок добытого в нашей стране «черного золота» европейскими компаниями в последние два месяца. Свои услуги в основном предоставляют судовладельцы Греции, Мальты и Кипра: если в феврале принадлежащие этим государствам борта перевезли немногим больше 30 млн баррелей российской нефти, то в мае объемы увеличились почти вдвое - до 58 млн «бочек». В целом, если в начале весны греческие, мальтийские и кипрские танкеры вывозили лишь около трети нефти из российских портов, то в мае аналогичными транспортными услуги они обеспечивали уже более половины отечественных экспортеров. По мнению старшего консультанта Global Witness Луиса Годдарда, разработанные европейскими транспортными предприятиями схемы поставок российских углеводородов в любую точку планеты «делают посмешище» из санкционных претензий ЕС.
Впрочем, опыт перегрузки нефти с одного борта на другой для маскировки гражданства транспортируемого сырья широко распространен по всему миру. Как сообщает Bloomberg, фактически зеркальную операцию совершили китайские суда, загрузив две небольшие партии сырья в приморском порту Козьмино, которое затем в южнокорейском городе Йосу перегрузили на супертанкер Yuan Qiu Hu, после чего российская нефть благополучно направилась в Китай.
Еще одним каналом сбыта отечественных энергоресурсов в обход европейских санкций является Индия, которая даже не старается абстрагироваться от российского происхождения сырья. С февраля 2022 года Дели закупил в нашей стране более 62 млн баррелей нефти, что оказалось втрое больше, нежели за аналогичный период прошлого года. При этом поставки Индии в Европу выросли на 20%, в США — на 30%. «Не трудно догадаться, за счет каких ресурсов у Дели получилось существенного нарастить экспортные объемы», — констатирует эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.
Впрочем, в Евросоюзе тоже видят все эти манипуляции с перегрузкой сырья на посреднические суда в открытом море. Поэтому там продолжают работать над ужесточением требование к страховым компаниям, которым будет запрещено заключать соглашения с кораблями, перевозящими российскую нефть. В Брюсселе уверены, что большинство нефтетрейдеров и судовладельцем испугаются запрета на страхование танкеров и откажутся предоставлять свои услуги перевозчикам отечественной нефти, что станет «серьезным финансовым оружием, которое позволит нанести значительный ущерб экономике России». По словам главы общества взаимного страхования «Ростеха» Николая Галушина, поскольку отсутствие полиса угрожает многомиллионными штрафами, арестом и даже потерей судов, морские транспортные операторы, суда которых продолжают доставлять под иностранными флагами российскую нефть зарубежным покупателям, скорее всего, откажутся от подобных перевозок.