Некоторые аналитики утверждают, что украинские зерновые не делают особой погоды на мировом рынке. Недостающие объемы могут заместить такие крупные страны-экспортеры, как США, Канада (по 26 миллионов тонн) и Франция – 19 миллионов тонн. Не говоря уже о российском АПК, который ожидает в нынешнем году чуть ли ни рекордный урожай зерновых.
Первоначально Минсельхоз планировал на экспорт 30 млн. тонн, Затем эта цифра стала увеличиваться: 35, 37 миллионов... Точку над «и» поставил Владимир Путин, заявивший, что Россия в состоянии отгрузить на экспорт 50 миллионов тонн. После чего, кстати, цены на зерновые в мире снизились разом на 10%.
Правда, отечественные аграрии пока осторожничают с прогнозами. Да, озимые зерновые у нас в хорошем состоянии. Однако яровой сев не во всех регионах завершился, а мы говорим о дополнительных миллионах тонн зерновых. Ведь многое зависит от погоды, «небесной канцелярии».
Своим видением ситуации с «МК» поделился Василий Узун, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС.
- В мире не прекращается всеобщий психоз по вывозу украинского зерна, политики заявляют о возможном голоде, если оно не попадет на мировые рынки. Насколько обоснована такая позиция?
- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать точные объемы украинских зерновых в хранилищах. Госсекретарь США говорит про 20 млн. тонн - пшеницы, ячменя, кукурузы. Владимир Путин оценивает их запасы в 6,5 млн тонн. Даже если брать нижний предел, то недопоставки составят примерно 13 миллионов. Это совершенно не критично для мирового зернового рынка, его покроют другие государства.
- Зерно не может долго храниться. Пока политики «бодаются», обвиняя Россию во всех смертных грехах, оно может испортиться на Украине?
- Особых условий для хранения этот товар не требует. Разработаны стандарты влажности, если продукция сухая, то достаточно обычной вентиляции. В таких условиях зерновые хранятся около трех лет, здесь нет никакой опасности.
На мой взгляд, сегодня куда более остро стоит проблема экспорта российских минеральных удобрений, которые тоже попали под санкции со стороны Евросоюза и США. Если западные фермеры у нас их не купят или в целях экономии будущей весной станут вносить на гектар меньшие объемы действующего вещества, то Европа может недополучить 70-80 миллионов тонн урожая. Вот это проблема, а не 13 миллионов тонн с Украины урожая 2021 года.
Однако ограничения на вывоз Европа снимать не собирается. Что, разумеется, повышает цены на зерновые.
- В какие страны Россия и Украина поставляют эти сельхозкультуры?
- Мы - в Турцию, Египет, в африканские страны - всего в 76 государств. Точно не берусь сказать про Украину, но она тоже делает поставки в небогатые страны, из «красной зоны» по продовольствию, для которых зерновые очень важны. Хлеб - главный энергетический продукт в рационе питания этих стран.
- В связи с поднятой в мире темой голода в России возможен дефицит пшеницы? Отправим больше по экспорту за валюту, а сами останемся на бобах?
- Такой сценарий совершенно невозможен. Зерновых у нас очень много. Мы кормим на планете примерно столько же людей, сколько живет в России.
- Однако цены у нас на внутреннем рынке наверняка повысятся. Какой ваш прогноз?
- В предыдущие годы эта тема уже стояла. Если раньше пшеница стоила стандартные 200 долларов за тонну, то сейчас около 430 долларов. Сумма просто запредельная, особенно для небогатых стран, которые не в состоянии осуществить такие закупки на мировых биржах. Понятно стремление наших производителей, чтобы не упустить собственную выгоду, подтянуть цену вверх и на внутреннем рынке.
- И на сколько же нам ждать подорожания хлеба?
- Здесь все не так просто. Мировая экономическая политика заключается в том, чтобы производители зерновых культур не облагались экспортными налогами. Чтобы после продажи урожая у них оставался высоких доход, который они бы вкладывали в расширение производства, в применение современных технологий. Тогда сбор будут еще выше, предложений на рынке станет больше и цены начнут снижаться.
- Это все теория. А на практике у нас цены никогда не снижаются. При этом нам объясняют, что в мире цены растут, а поскольку Россия - часть мировой экономики, то они увеличиваются и у нас. Так на сколько поднимутся цены?
- Практика показывает, что внутри страны цены на зерно примерно на 15% ниже, чем на мировом рынке. Учтем, что для хлебобулочной отрасли правительство предусмотрело ряд специальных субсидий. Это защитит наших сограждан от очередного витка цен. Правительство установило плавающие экспортные пошлины. Они растут, когда растут цены на зерновые, и эта пошлина остается в бюджете государства. Такая мера не стимулирует отечественных сельхозпроизводителей задирать цены на экспорт, и, соответственно, на внутренний рынок.