На московской площадке клуба «Валдай» состоялся первый Российско-пакистанский экспертный диалог на тему: «Стратегические отношения России и Пакистана».
«Сейчас формируется иная внешняя политика, и Азия вовлекается в эту новую политику, – заявил участвовавший в дискуссии основатель и генеральный директор Pakistan House Мухаммад Атар Джавед. – Мы должны задействовать все возможные ресурсы. Эпицентр международной политики сдвигается. Россия по-прежнему играет важную роль – как член СБ ООН и как сверхдержава. Она должна двигаться более быстрыми шагами, чтобы продвигать свою повестку. Мы должны выработать новую стратегию безопасности, которая должна быть инклюзивна и с поворотом на Восток».
«История не оставила нам другого выбора, кроме как повернуться к Азии», – отметил в своем выступлении руководитель Группы Южной Азии и региона Индийского океана Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Алексей Куприянов. По словам российского эксперта, есть несколько факторов, влияющих на отношения Москвы и Исламабада. Пакистан является не самой мощной, но одной из самых важных стран азиатского региона. Пакистан умудряется сохранять хорошие отношения с большинством игроков, поддерживая связи с Китаем, странами Залива, США и с Россией. Пакистан является очень важным игроком Индо-Тихоокеанского региона. Он являет собой важный плацдарм, влияющий на внешнюю политику в этом регионе. Россия должна быть заинтересована в том, чтобы развивать с Пакистаном политическое и экономическое сотрудничество.
– Россия – важный экономический партнёр Пакистана, – констатирует в комментарии «МК» эксперт клуба «Валдай», руководитель экономического департамента Института управления бизнесом Мирза Акил Баиг. – 25% нашего экспорта, что является существенной долей, приходится на Россию. Потенциал сотрудничества Китая, Пакистана и России заставляет нас работать над углублением связей в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Мы бы хотели сместить фокус сотрудничества с западных стран на Азию и Евразию. Это будет достаточно трудоёмкий процесс, это не произойдёт в одночасье. И это требует доверительных отношений между нашими странами, нам их предстоит строить.
Как Пакистан относится к введённым «коллективным Западом» санкциям против России?
Отвечая на этот вопрос «МК», эксперт клуба «Валдай», генеральный директор Pakistan House Мухаммад Атар Джавед заметил:
– Пакистан негативно относится к санкциям против России. Пакистан поддерживает только те санкции, которые вводятся по решению Совета Безопасности ООН. Односторонние санкции, которые вводят США и их союзники, Пакистан ни в коем случае не поддерживает. Более того, он сам не раз становился объектом западной санкционной политики без какой-либо веской причины. Так что мы понимаем, в какой ситуации находится Россия. Таким образом, Пакистан крайне негативно относится к этой практике и откровенно и честно выстраивает отношения с Россией. В банковской сфере были некоторые сложности, так как международные банки ввели ограничения, но от Пакистана никогда такой инициативы не было. Хочу ещё раз подчеркнуть, что мы против санкций, так как их ввела не ООН, а клуб западных стран.
– Испытывает ли Пакистан давление со стороны США по этому поводу?
– Скорее нет. Российско-пакистанские отношения развиваются не первый год, а более 20 лет, и этот факт никак не связан с украинским кризисом. Наши отношения развиваются по восходящей траектории, мы стремимся реализовать газовый проект «Пакистанский поток», а также другие инициативы. Многими проектами прямо сейчас активно занимаются, и это значит, что они будут реализованы в ближайшее время. Так что я искренне считаю, что российско-пакистанские отношения развиваются в позитивном ключе.
Да, так как у нас хорошие отношения с США и Западом, они пытаются оказывать давление, «заламывать руки», препятствовать разным возможностям для наших контактов с Россией, используют дипломатию принуждения. Но Пакистан с этим сталкивается многие годы, и мы знаем, как выстраивать независимый политический курс в таких условиях.
Мы всецело поддерживаем взаимно инклюзивное партнерство, что позволяет Пакистану иметь хорошие отношения с Россией и другими странами, и никто не может нам диктовать, как выстраивать внешнюю политику.
– Какие могут быть направления сотрудничества между Москвой и Исламабадом?
– Главная сфера – это энергетика. Пакистан нуждается в импорте энергоресурсов, нефти и газа, и в этом плане нам очень важны отношения с Россией, благодаря сотрудничеству с которой мы можем удовлетворить спрос на энергоресурсы в стране.
Мы сталкиваемся со сложностями и кризисами в этой сфере, и Россия предоставила нам скидку на поставки газа и нефти, что является одним из многих примеров нашего выгодного сотрудничества. Другое направление – сотрудничество в оборонной сфере и сфере безопасности, а также вопросы, связанные с Афганистаном.
Я также хочу отметить, что Пакистану стоит нарастить экспорт в Россию, чтобы обеспечить более равновесный торговый баланс, и углубить сотрудничество в сфере технологического развития, искусственного интеллекта, металлургической промышленности...
Программный директор клуба «Валдай» Олег Барабанов, резюмируя результаты дискуссии с коллегами из Пакистана, отметил в комментарии «МК»:
– По итогам первой российско-пакистанской конференции, в которой приняли участие многие эксперты из самых разных сфер: представители бизнеса, военные, дипломаты и экономисты – все они говорили о сохраняющейся заинтересованности Пакистана в развитии отношений с Россией.
Они считают, что вне зависимости от внутрипартийной политической борьбы в Пакистане в стране уже сложился консенсус по поводу того, что сотрудничество с Россией нельзя прерывать, так как для Пакистана эти связи важны в плане обеспечения собственной безопасности, урегулирования ситуации в Афганистане, интенсификации отношений в треугольнике Китай-Россия-Пакистан.
Также они готовы продолжать экономическое сотрудничество с Россией. В частности говорилось о заинтересованности Пакистана в проектах, связанных с закупкой российской нефти, в том числе с использованием национальных валют и дисконтных механизмов, отчасти по модели, которую Россия уже апробировала в отношениях с Индией после введения санкций. Пакистан заинтересован в создании механизмов интенсификации взаимной торговли, снижении тарифных и нетарифных ограничений: интенсификация импорта пакистанской легкой (текстильной) промышленности.
Коллеги из Пакистана делали акцент на том, что часть брендированной продукции Пакистана, которая раньше поступала на российский рынок под европейскими лейблами, может поставляться и дальше, но уже без привязки к европейским лейблам. Это текстиль такого же высокого качества, но по более низким ценам. Пакистан может быть заинтересован в привлечении России для строительства железных дорог и поставки российских локомотивов.
Ещё одна перспективная отрасль – это фармацевтика. Пакистанская фармацевтическая продукция активно выходит на российский рынок и конкурирует с индийской продукцией. В условиях разрыва Запада с Россией возникают возможности для кооперации российских и пакистанских компаний в сфере производства лекарств.
В Пакистане функционируют свободные экономические зоны, где они пакистанцы активно сотрудничают с Китаем. Такие же зоны могут напрямую быть созданы между Пакистаном и Россией, либо через посредничество китайских компаний.
Еще одна сфера – это закупки сельскохозяйственной и машиностроительной продукции, как российской, так и белорусской. В частности, пакистанцы заинтересованы в закупке тракторов «Беларусь» и другой техники, производимой в Союзном государстве.
В условиях санкций, когда многие другие незападные страны не могут выстроить чёткую позицию в отношении развития связей с Россией, именно Пакистан выражает настроенность на продолжение диалога с Россией. Пакистан – один из самых перспективных партнеров России после 24 февраля.