Появились варианты заполнения опустевших из-за санкций ТЦ: склады, центры госуслуг

Торговые центры меняют ориентацию

В ближайшие месяцы российские торгово-развлекательные центры ощутимо изменятся. ТЦ начали опустошаться сначала из-за пандемии, а потом из-за ухода из страны зарубежных брендов. Продолжат закрываться кинозалы - случается, что на сеансы приходят лишь 10-15 зрителей в день. Эксперты заявляют, что на освободившейся территории комплексов будут появляться фитнес-клубы, склады и центры государственных услуг "Мои документы".

Торговые центры меняют ориентацию

"МК" уже писал, что в крупных городах активно высвобождаются торговые площади. Некоторые фирмы заявляют о желании организовать в пустующих торгово-развлекательных центрах сети спортивных клубов. Есть предложения построить развлекательные фитнес-площадки для посетителей, где можно попрыгать на батутах или посоревноваться на полосе препятствий с родными и друзьями. Но станет ли пользоваться популярностью у россиян нововведение?

- Всемирное движение здорового образа жизни еще не достигло в России пика своей популярности, - говорит управляющий партнер Dombook, председатель совета директоров "БЕСТ-Новострой" Ирина Доброхотова. - Востребованность внешних площадок для занятий спортом несколько поколебала пандемия. В мегаполисах, где люди привыкли платить за фитнес как за хобби, как за образ жизни, времяпрепровождение, поверить в успех площадок в торговых цетрах еще можно. В регионах - с трудом.

- Вряд ли увеличение доли спортивных студий станет носить массовый характер, - полагает Кермен Мастиев. - Появление классических операторов фитнеса в торговых центрах, где никогда не было фитнес-клубов, спонтанно невозможно.

Владельцам сетевого спортивного клуба открытие филиалов в конкретных заведениях должно быть выгодно, иначе лучше и не затеваться. Фитнес предполагает достаточно большую площадь (1000-1500 квадратных метров в "сухом" варианте, без бассейна) и очень умеренную арендную ставку.

Зато не исключено, что в страну вернутся глобальные ретейлеры - впрочем, под другими названиями.

- Главная надежда владельцев торгово-развлекательных центров - на крупные сетевые бренды с устойчивым оборотом, - говорит Ирина Доброхотова. - Все так или иначе ждут массового ребрендинга крупнейших глобальных ретейлеров, которые могут вернуться в Россию под другими именами, или вовсе их отказ от санкционной политики и возвращения на прежних условиях.

- Процесс ребрендинга известных марок уже идет, - соглашается директор по коммерческой недвижимости MR Group Кермен Мастиев. - Думаю, что в течение года мы увидим в торговых центрах, как происходят эти изменения.

И, конечно, "мечта" любого торгового центра - арендаторы с госучастием. В их числе - многофункциональные центры (МФЦ) "Мои документы". Они занимают большие площади, и в их платежеспособности и стабильности можно не сомневаться.

- В столице "Мои документы" активно "заселяются" в торговые центры, а чем дальше от Москвы, тем более экзотических арендаторов можно встретить: нотариусов и даже адвокатов, врачей частной практики и многих других, - продолжает Ирина Доброхотова. - Поэтому есть определенная надежда, что какие-то учреждения смогут найти приют для своих кабинетов или окон приема населения в пустующих торговых центрах.

Какие прогнозы можно дать по заполняемости торговых центров - как только что построенных, так и относительно старых, к которым покупатели привыкли?

- Старым фактически ничто не угрожает, - говорит Ирина Доброхотова. - В них есть понятный, относительно постоянный трафик, и рано или поздно какие-то арендаторы сами на него придут.

Новым, незаполненным торговым центрам, конечно, сложнее. Самая простая стратегия - по возможности пожертвовать размером арендных ставок, объявить временные скидки, отсрочки платежа и т.п. - словом, установить гибкое ценообразование.

Это сможет стать платформой и для совсем молодых отечественных производителей и продавцов. С одной стороны, их бизнес основан на импортозамещении и еще не окреп. Но с другой - из их взаимоотношений с торговыми центрами, которые смогут войти в положение таких российских компаний, может выйти интересный симбиоз. "Почему бы не заполнить один торговый центр полностью отечественными арендаторами и не сделать из этого всю концепцию и продвижение - наподобие "Сделано в России"? - предлагает Ирина Доброхотова.

- По нашим прогнозам, наиболее вероятный сценарий - гибридная стратегия: торговым центрам выгоднее всего искать новые форматы (те же фитнес-клубы), привлекать в пустующие магазины российские торговые марки и в то же время налаживать параллельный импорт. Последний термин, напомню, означает возвращение в Россию популярных брендов не напрямую от производителей, а благодаря посредникам или через третьи страны, - говорит Кермен Мастиев.

Поиск арендаторов - и так безостановочный процесс в жизненном цикле любого уважающего себя торгового центра, а сейчас он пойдет с удвоенной силой. Чем крупнее объект и чем выше его посещаемость, тем сильнее "текучка" арендаторов. Раз в 3-5 лет сменяются даже «якорные» арендаторы - именно такими еще в 2018-2019 году считались кинозалы. Теперь же количество зрителей упало в десятки раз. Как следствие - резко снизились покупки поп-корна и прочих продуктов на фуд-кортах.

В ближайшие годы в закрытых столичных магазинах, в основном в торговых центрах, станут активно появляться склады. Хотя, конечно, о полном уходе розницы в интернет-торговлю речи пока не идет.

- Мы все еще видим неудовлетворенный спрос со стороны ретейлеров и логистических компаний на внутригородские склады, - говорит исполнительный директор Radius Group Захар Вальков. - В то же время на территории Москвы, по разным оценкам, простаивает от 20 до 70% площадей торгово-развлекательных комплексов. Конечно, не все они пригодны под склады, однако часть может быть вполне пригодна для организации пунктов хранения и выдачи интернет-заказов.

Помещения для онлайн-торговли предприниматели начали организовывать в "слепых" зонах торговых центров и на многоуровневых парковках которые тоже, мягко говоря, перестали быть востребованными.

Региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia Евгения Хакбердиева говорит, что площади недавно построенных торгово-развлекательных центров могут быть заполнены и небольшими рабочими пространствами в формате специализированных сетевых коворкингов.

"Все собственники подходят с умом к подбору, ищут варианты, которые привлекут потенциальных посетителей, - говорит эксперт. - Сейчас как никогда серьезную роль играют такие факторы, как геополитическая ситуация и изменение спроса со стороны потребителей на определенные категории товаров. Поэтому большинство торговых объектов будут нуждаться в значительных обновлениях".

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру