Наблюдатели на Западе указывают на ряд обстоятельств, которые, по их оценкам, делают эмбарго заведомо неэффективным.
С одной стороны, как сообщают аналитическая компания Vortexa, в мае экспорт российской нефти морем упал на 15% - до 6,7 млн баррелей в сутки (с 7,9 млн б/с в феврале). Вместе с тем, объем сырой нефти марки Urals, перевозимой судами под разными флагами, в три раза превышает средний показатель до начала спецоперации – 62 млн баррелей.
Судя по последним отчетам портовых агентов, дальние перевозки по-прежнему осуществляются: на прошлой неделе из западных портов РФ четыре танкера направились в Индию, два – в Суэцкий канал, еще два – в Средиземное море из Балтийского.
Россия экспортирует нефть из четырех основных районов: побережья Балтийского (своего основного экспортного терминала) и Черного морей, Арктики и терминалов на Тихоокеанском побережье. Еженедельные показатели отгрузки могут меняться в зависимости от времени отправления танкеров, а также от погоды в портах.
Российские частные компании используют опыт давно живущих под санкциями Ирана и Венесуэлы. Схемы простые, но рабочие, пишет немецкое издание Manager magazin. В частности, нефть из портов в РФ отправляется в море с якобы неизвестных пунктов назначения, а на удалении от берега перегружается на супертанкеры. Перед этим ее смешивают на борту с сырьем из третьих стран.
По словам публициста Бориса Марцинкевича, «блендирование – это когда мы берем танкер с нефтью российской, танкер с нероссийской и заливаем в два пустых танкера – добиваемся соотношения в 49,99% — это уже не российская нефть, а нефть Latvian blend. Именно ее покупает компания Shell и продает европейским потребителям».
Дальше – больше. Bloomberg пишет, что Пекин стал чаще закупать российское топливо «обходными путями». Мелкие суда отправляются от порта Козьмино под Владивостоком и заходят в воды Южной Кореи, где нефть перегружается на супертанкеры и следует в КНР.
Сегодня Китай забирает почти всю танкерную восточносибирскую нефть (ВСТО), которая до этого шла напрямую в Японию и Южную Корею. Мотив банален – дисконт в 30%.
По той же причине активизировалась Греция: по словам главного экономиста Института международных финансов Робина Брукса, ее порты стали важным узлом, откуда российская нефть поступает в другие страны, а ее танкеры перевозят 63% от всего объема «морского» экспорта РФ. Впрочем, в последнее верится с трудом.
«Россия в целом добывает около 11,3 млн баррелей в сутки, из которых 7,8 млн экспортируются. Из этого количества только около 20% нефти идут в Европу на танкерах. - говорит специалист департамента стратегических исследований Total Research Михаил Оганезов. - Кроме того, никто не отменял технологии блендирования. Это процесс, когда в отечественную нефть добавляется немного американской, норвежской или любой другой, и ее спокойно покупают за рубежом. Скажем, сейчас российское сырье поступает в США в виде нефтепродуктов через индийские НПЗ».
Россия поставляет в Европу порядка 4 млн баррелей нефти и нефтепродуктов в сутки. Половина этого объема – сырая нефть: 1,4 млн б/с идет морем, примерно 700 тысяч б/с – по нефтепроводу «Дружба». Меньшая часть судов относится к «Совкомфлоту», большую составляют танкеры международных перевозчиков, включая Грецию, рассказывает руководитель направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа Ольга Орлова.
«Смешивание разных сортов нефти – распространенная технология для обхода санкций, обкатанная в Иране и Венесуэле, - говорит Орлова. - Отследить, когда в море без захода в порт совершается такое действо, возможно, но потребует очень серьезного контроля.
Уже все международные эксперты, в том числе МЭА, признают, что эмбарго чревато обратным эффектом: число таких новых «национальных» сортов нефти вырастет, а цены на мировых рынках будут оставаться высокими неопределенное время. Возможности для обхода ограничений никуда не исчезнут, хотя понятно, что морские поставки из РФ в Европу пойдут на убыль».
Нельзя в точности определить, в каких объемах Россия перевозит нефть именно морем, поскольку сегодня вся эта информация засекречена, к тому же ситуация меняется ежедневно. Работают серые схемы: сырье постоянно курсирует с борта на борт, меняет свою структуру в результате блендирования, рассуждает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Это на руку и получателям, в том числе европейским: с одной стороны, они извлекают немалую выгоду из высокого дисконта, а с другой, избегают имиджевых рисков. Вроде как с российской нефтью они официально дела не имеют...
В последнее время, основными морскими перевозчиками российской нефти становится греки: их компании традиционно активны на этом рынке, у Греции много танкеров, и страна явно хочет заработать в условиях новой реальности, действуя без оглядки на Брюссель.
Однако полностью игнорировать введенное Евросоюзом эмбарго не получится. Вполне возможно, что во избежание неприятностей некоторые азиатские государства откажутся предоставлять Москве свои танкеры для вывоза подсанкционного сырья. Юшков напоминает: иранскую и венесуэльскую нефть доставлял заказчикам огромный, по сути пиратский флот, кем-то названный «сумеречным». Переведет ли Россия свою торговлю на эти схемы в полном объеме?