Детали документа представители профильных ведомств рассчитывают проработать до 15 июня, однако уже сейчас известно, что будущий закон закрепит выдачу прав пользования нашими недрами «только российским юрлицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории РФ». Судя по всему, речь идет о предоставлении доступа к разработке наиболее рентабельных направлений добычи полезных ископаемых, в первую очередь, нефтегазовых месторождений, а также золотых и серебряных приисков. Основной задачей правового акта станет обеспечение поддержки недропользователей «в условиях новых экономических реалий». Рассмотреть законопроект депутаты собираются в эту весеннюю сессию, поэтому получить юридическую силу документ сможет уже в середине лета.
Одновременно авторы законопроекта собираются обезопасить новые проекты от выхода из них иностранных инвесторов, многие из которых в настоящее время покидают российские просторы в связи с новым витком санкционного противостояния. Как отмечает эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, отток зарубежных компаний из добывающего сектора нашей страны в последнее время приобретает лавинообразные масштабы. От ведения бизнеса в России отказалось большинство лидеров мировой сырьевой отрасли, в том числе британская ВР, норвежская Equinor и англо-голландская Shell. На разрыв отношений с отечественными партнерами иностранцы пошли даже несмотря на то, что принимали участие в самых перспективных сырьевых предприятиях, освоение которых приносило не только внушительные финансовые дивиденды, но и позволяло обеспечивать свои национальные топливные рынки дешевыми российскими энергоресурсами.
По словам ведущего эксперта Центра политических технологий Никиты Масленникова, продвигаемый чиновниками законопроект в отношении запрета выдачи лицензий на недропользование нерезидентам, скорее, преследует политические, нежели экономические цели. «Не только российская, но и вся мировая нефтегазовая индустрия находится в состоянии серьезного недоинвестирования. По оценке вице-премьера Александра Новака, добыча нефти в нашей стране в этом году может сократится на 8%. В свою очередь, Минфин дает еще более пессимистичные прогнозы, полагая, что производство «черного золота» упадет на 17%. Причем такие неутешительные результаты будут обусловлены исключительно санкционным фактором. Снижение инвестиционной составляющей и потеря доступа к современным технологиям, которые зачастую обеспечивали иностранцы, рискуют привести к самым негативным последствиям», — предупреждает собеседник «МК».
Между тем, как полагает Юшков, анонсируемое нововведение не стоит считать революционным. Присутствие зарубежных компаний в российских проектах последние двадцать лет и так ограничено миноритарными пакетами. Более того, разработкой отечественных шельфовых месторождений могут заниматься только государственные корпорации, причем, с пятилетним опытом подобной работы. Единственным исключением можно было считать проект «Сахалин-1», самая крупная доля которого находилась под контролем ExxonMobil. Однако в марте американская компания объявила о продаже своего бизнеса, подчеркнув, что не будет впредь инвестировать в Россию.
«Новых крупных углеводородных провинций, находящихся в нераспределенном фонде, у нашей страны практически не осталось. Можно предположить, что новым законопроектом чиновники дают понять иностранцам, что покинувшим российские нефтегазовые проекты компаниям в будущем получить доступ к отечественным ресурсным базам будет затруднительно. Поэтому такой закон может стать предметом торга с международными инвесторами, которые со временем все-таки решат продолжить свою работу в России», — считает эксперт.