Действие генеральной лицензии американского Минфина № 9С, которая разрешала держателям российских суверенных облигаций получать долговые платежи, истекло 25 мая в полночь по времени Восточного побережья США. Без этого документа Минфин РФ не сможет расплатиться с любыми инвесторами, если бумаги номинированы в долларах, а если они номинированы в евро, то, по крайней мере, до американских владельцев.
18 мая министр финансов Джанет Йеллен заявила, что, если Москва «не найдет способ продолжить платежи и допустит технический дефолт, едва ли это существенно изменит ее положение, ведь она уже отрезана от глобального рынка капитала».
Глава Минфина РФ Антон Силуанов сегодня заверил: Россия продолжит исполнять обязательства по гособлигациям – путем выплат в рублях и последующей их конвертации в оригинальную валюту через Национальный расчетный депозитарий. По словам нашего министра, сейчас у страны деньги есть и готовность платить тоже присутствует. «На качестве жизни россиян эта искусственно созданная недружественной страной ситуация не отразится», - заметил Силуанов.
27 мая Минфин РФ должен был выплатить €26,5 млн по облигациям, номинированным в евро, и $71,25 млн по бумагам, номинированным в долларах. Однако за неделю до даты платежа ведомство Силуанова сообщило, что заранее исполнило эти свои долговые обязательства. По данным Bloomberg, следующие выплаты по евробондам намечены на 23 июня (долларовые бумаги с опцией альтернативной выплаты в евро, фунтах стерлингов или швейцарских франках) и затем 24 июня (чисто долларовые бонды). В случае отсутствия выплат в оригинальной валюте держатели могут поставить вопрос о признании дефолта по российским евробондам.
«Теоретически возможен и технический дефолт, и дефолт полноценный, - рассуждает руководитель отдела аналитических исследований «Высшей школы управления финансами» Михаил Коган. - Но проблема сейчас в том, что Соединенные Штаты перекрывают кислород не столько России, сколько оставшимся держателям облигаций. То есть по большей части иностранцам - нерезидентам РФ. Все отечественные компании тоже были лишены возможности обслуживать свои валютные долги, но это произошло еще в марте – иностранные банки-агенты просто отказались с ними работать».
По словам Когана, для погашения своих зарубежных долгов Россия может спокойно использовать валютную выручку, которой и так скопилось вполне достаточно. Тратить ее пока что некуда, даже с учетом открытия параллельного импорта. Другое дело, что непродление лицензии Минфином США затрудняет нашей стране осуществление транзакций. В то же время, отмечает аналитик, потенциальный технический дефолт не будет иметь для России каких-то серьезных последствий.
«Кредитные рейтинги и инвестиционная привлекательность РФ и так находятся на нуле, если не в отрицательной зоне, - рассуждает Коган. - Иностранный капитал пойдет в Россию только через Азию, в основном через Китай, а тема кредитных оценок не играет в данном случае абсолютно никакой роли. Единственная угроза – это возможная распродажа российского госимущества за рубежом (в основном, в Европе) и новый виток разговоров о конфискации резервов ЦБ в пользу выплат долгов по бондам».
Если Москва не сумеет провести очередной платеж по евробондам, международные рейтинговые агентства будут обязаны отреагировать и квалифицировать это как технический дефолт, пусть и с оговорками.
Вместе с тем, ситуация неоднозначная с правовой точки зрения, подобных прецедентов в истории не было, напоминает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. Наша страна, в полной мере обладая финансовыми ресурсами для оплаты внешнего долга, сталкивается с чисто техническими, навязанными ей извне проблемами. В случае искусственного дефолта у иностранных держателей облигаций, равно как и у России, не останется иного выхода, кроме обращения с исками в международные судебные инстанции. А пока Минфин РФ будет пытаться расплачиваться с нерезидентами рублями вместо долларов.
«Ситуация неприятная, в высшей степени неординарная, но каких-то катастрофических последствий я пока не вижу, - резюмирует Масленников. – Многое зависит от последовательности действий российской стороны и четкого разъяснения ее позиции. Кстати, если дело дойдет до обращений в суды, они могут быть синхронизированы с нашими исковыми заявлениями по поводу заморозки золотовалютных резервов ЦБ».