Несмотря на свое название, связывающее танкер с нашей страной, по документам Moscow Spirit принадлежит американской фирме Principal Maritime Management, а эксплуатируется под управлением команды, набранной британским кадровым агентством Northern Marine Management. По данным Bloomberg, на борту судна, зафрахтованного французским нефтегазовым холдингом TotalEnergies, находится около 1 млн баррелей (135 тыс тонн) эмиратской нефти, которая будет доставлена в нидерландский порт Роттердам.
Западные эксперты связывают возобновление со стороны ОАЭ экспорта нефти в страны Старого Света, приостановленного весной 2020 года (когда в самый разгар пандемии коронавируса снизился спрос на сырье), стремлением нивелировать пробелы топливного рынка континента, возникшие после громких заявлений Брюсселя о необходимости снизить долю России в энергобалансе ЕС. По данным судоходной аналитической компании Vortexa, многие международные трейдеры не рискуют приобретать углеводороды из нашей страны, в связи с чем к концу мая на бортах дрейфующих в морях танкерах скопилось рекордные 62 млн баррелей российской нефти, на которую не находится покупателя.
По мнению аналитиков Reuters, мировые производители углеводородов «перестраиваются», и в ближайшие месяцы Европа сможет рассчитывать на увеличение поставок «черного золота» из ОАЭ, которая должна заместить выпадающие на фоне новых санкций поставки российских углеводородов. Более того, расширением своего присутствия на европейском рынке заинтересуются и другие производители стран Персидского залива из числа членов ОПЕК — Саудовской Аравии и Кувейта.
Вместе с тем, как в Евросоюзе, так и в нефтяном альянсе понимают и признают, что полностью нивелировать российское «черное золото» за счет сырья других стран невозможно - хотя бы потому, что даже крупные поставщики не в состоянии за короткий промежуток времени существенно нарастить темпы добычи углеводородов. Об этом уже предупреждал генеральный секретарь ОПЕК Мухаммед Баркиндо, по словам которого альтернативные России экспортеры не располагают свободными мощностями для восполнения возникающего разрыва между спросом и предложением, который оценивается в 7 млн баррелей в сутки.
Кроме того, ближневосточные шейхи обременены долгосрочными контрактами, нарушение которых грозит привести к внушительным штрафным санкциям. «Те же ОАЭ в основном реализуют нефть на азиатском рынке, поэтому в лучшем случае в ближайшие полгода смогут покрыть лишь 2-3% от высвободившейся российской доли в ЕС. На больший прорыв из-за технологических и логистических сложностей европейцам не стоит надеяться», — отмечает финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов.
Не стоит забывать еще об одном факторе, способном затруднить покупку странами Старого Света альтернативных энергоресурсов. «Цены в новых контрактах, скорее всего, окажутся заметно выше, чем нынешние биржевые котировки, и тем более выше, чем были бы при поставках из России, — считает специалист департамента стратегических исследований Total Research Глеб Финкельштейн. — Пересмотр соглашений возможен только на следующий год и начнется не раньше октября. Премия к рынку может легко достигнуть 10%, а в марте будущего года, когда запасы в европейских хранилищах могут истощиться, нефть примется обновлять максимумы и текущий уровень в $115 за баррель покажется Брюсселю копейками».
Между тем, как сообщает Financial Times, один из участников ближневосточного рынка — Саудовская Аравия — дала понять, что будет поддерживать Россию как члена соглашения ОПЕК+, даже несмотря на ужесточение санкций в отношении Москвы. По словам министра энергетики королевства принца Абдулазиз бен Сальмана, Эр-Рияд надеется выработать соглашение, предусматривающее содействие интересам нашей страны. В какой форме саудиты собираются подставить плечо отечественным нефтяникам, пока не известно, однако эксперты допускают сценарий, при котором российским сырье, дрейфующее сейчас в морских танкерах, могло бы, не заходя в порт, смешиваться с ближневосточными сортами «черного золота». Получившийся коктейль будет взаимовыгоден обеим сторонам и уже не попадет под санкции.