Слом логистических цепочек оказался чуть ли не главным фактором роста цен, с которым Россия столкнулась на волне объявленных Западом санкций. Стоимость доставки из-за закрытия привычных транспортных коридоров выросла в 2,5–3 раза — это привело к подорожанию товаров примерно на 20–30% и нивелировало эффект от укрепления рубля в глазах подавляющего большинства россиян. (Именно последнее обстоятельство, а также боязнь дефицита популярных в массах товаров особенно беспокоят Кремль.) Владимир Путин во вторник провел совещание, в ходе которого дал команду форсировать инфраструктурные стройки. «Необходимо избавиться от любой волокиты, которая сбивает темп и затягивает реализацию транспортных проектов. Абсолютно недопустимо срывать сроки создания инфраструктуры», — подчеркнул ВВП, отметив, что в нынешних условиях нужно активно использовать «механизм параллельного проектирования и строительства». (Напомним, что по сложившейся практике строительно-монтажные работы начинаются после того, как готовый проект проходит госэкспертизу.)
Путин посетовал, что еще в недавнем прошлом чиновники принимали ошибочные решения о востребованности тех или иных транспортных маршрутов, в частности, Восточного полигона железных дорог. «Тогда звучали скептические оценки по поводу того, что можно вложить огромные средства — сотни миллиардов рублей, — проложить новые пути, а везти по ним будет нечего, так как грузовой базы может не быть», — напомнил участникам совещания президент. По его словам, эти оценки были, «мягко говоря, неточными»: сегодня восточное направление (а именно по этому пути идут грузы в КНР) «максимально востребовано» и «его загрузка гарантирована на годы вперед». Отметим, что это первая, пусть и не персонифицированная критика президента в адрес нынешнего состава кабмина. Последнее решение о расширении Восточного полигона принималось в конце 2021 года, и тогда чиновники, как писали СМИ, выбрали самый консервативный вариант, предусматривающий минимальное расширение пропускной способности.
Владимир Путин подчеркнул, что принципиальные решения в сфере транспорта нужно принимать исходя из реалий не сегодняшнего, а завтрашнего дня. Главное — не бояться проявлять инициативу. «Практика показывает: как только появляются новые коридоры, обязательно появляются и грузы, которые по ним пойдут. Другими словами, именно инфраструктурные проекты формируют грузопотоки», — вывел новую формулу развития отрасли президент. Желание западных стран «закрыться» от России, по его словам, наглядно показало, насколько важно диверсифицировать транспортные потоки и расширять коридоры в направлении предсказуемых партнеров. Помимо БАМа и Транссиба к таким партнерам ведет коридор «Север–Юг», связывающий РФ с Индией. Путин попросил чиновников доложить, как продвигается работа на российском участке (в него включены порты Махачкала, Астрахань и Оля, а также Волго-Каспийский канал) и «когда там будут достигнуты конкретные результаты».
Доклады чиновников по традиции, появившейся с начала спецоперации, звучали в закрытом для прессы режиме. Но можно предположить, что ничего революционного Путин от подчиненных не услышал. Межправительственное соглашение о создании коридора «Север–Юг» было подписано Россией, Индией и Ираном еще в 2000 году, однако развитие этого проекта все эти годы продвигалось крайне медленно: если оборот питерского или новороссийского порта составляет более 200 млн тонн в год, то Оли, Махачкалы и Астрахани вместе взятых — всего 7 млн тонн. И нарастить мощности оперативно не получится, поскольку для расшивки узких мест нужно заниматься не только самими портами и каналом, но также дорогами и мостами. (Об этом буквально на днях рассказывал глава Минтранса Виталий Савельев.) Впрочем, необходимой инфраструктуры нет не только в России, но и в Иране, который является ключевой точкой маршрута.
Помимо внешних проблем на совещании обсуждались и внутренние: Путин напомнил, что многие аэропорты на юге РФ из-за продолжения боевых действий остаются закрытыми, а у железной дороги, несмотря на запуск дополнительных рейсов, в связи с началом отпускного сезона «не хватает мощностей». «Очень важно, чтобы в летний период пассажирское сообщение в этом направлении работало четко, стабильно, без сбоев и в нужном объеме», — подчеркнул он.