Путин и Лукашенко виделись в Москве на прошлой неделе, но толком поговорить не успели. Тогда главным событием был саммит ОДКБ, на котором все лидеры, кроме Батьки, обошли молчанием тему спецоперации на Украине. Сочи встретил белорусского лидера солнцем, но непривычно прохладной для последней декады мая погодой. Температура воды в Черном море пока не поднималась выше 16 градусов. Однако Лукашенко, регулярно практикующего крещенские купания, это не остановило. «Мне удалось немножко окунуться», — первым делом проинформировал он Путина.
Официально сообщалось, что лидерам нужна полноформатная встреча, чтобы подробно обсудить все направления российско-белорусского сотрудничества. А также ход выполнения поручений, ранее полученных правительствами. Они, как известно, касаются всесторонней поддержки ближайшего (и по-прежнему единственного) настоящего союзника РФ. Владимир Путин поспешил обрадовать Батьку, что российская экономика никаких сложностей пока не испытывает и выдерживает санкционный удар «весьма достойно» — «об этом говорят все основные макроэкономические показатели». «Да, конечно, все непросто. Происходящее требует от экономического блока правительства особого внимания, особых усилий. Но в целом эти усилия дают положительный эффект», — заверил ВВП. Особенно президента, по всей видимости, радует укрепление рубля. Этому, по его словам, поспособствовал перевод торговли газом с европейскими странами на национальную валюту.
«Экономика в России и вообще у нас в Союзе не просто укрепляется, а неожиданно интенсивно укрепляется!» — поддержал Лукашенко, но тут же поправил сам себя. Неожиданностью это стало для Запада. «Мы-то понимали, что так и будет», — уточнил он. Батька пояснил, что иностранные политики слишком верили своим СМИ и недооценивали Москву с Минском. И в результате сами столкнулись с экономическими проблемами, прежде всего с высокой инфляцией. «Правда, там Путин во всем виноват», — оговорился он.
«Мы с ним серьезно поговорим!» — пошутил, погрозив сам себе пальцем, ВВП.
Впрочем, отношение к укреплению российского рубля у Батьки, по понятным причинам, далеко не столь однозначное. Беларусь сильно зависит от импорта из России, и новый курс делает отечественные товары для белорусов гораздо более дорогими, чем месяц назад. «Рубль укрепляется бешеными темпами. Как бы мы тут не переборщили!» — с нервным смешком прокомментировал Батька.
Владимир Путин предложил белорусскому гостю в первую очередь обсудить промышленную кооперацию. Ведь именно она, а отнюдь не параллельный импорт, должна обеспечить Россию и Беларусь теми товарами, которых они лишились из-за санкций. По словам Лукашенко, основные направления импортозамешения уже не только определены, но и уже подсчитаны необходимые вложения. «Деньги совсем небольшие. Я не хочу их публично сейчас называть, потому что они примерные. Но это совсем смешные деньги», — заверил Батька. Очевидно, что импортозамещение, если до него, действительно дойдет, придется финансировать российскому бюджету или частным компаниям. Тогда как Беларусь предоставит свою производственную базу и имеющиеся разработки. Договоренность об этом была достигнута в ходе предыдущей встречи лидеров на космодроме Байконур, и в Сочи Батька мог привезти уже конкретные предложения и расценки.
Что касается Украины, то Путин о спецоперации на этот раз вообще не упоминал. А Батька сообщил, что его беспокоит политический аспект — в частности, планы Польши и НАТО «расчленить Украину» и забрать, «как это было до 1939 года», ее западную часть. По мнению Лукашенко, эта негласная стратегия Запада может распространяться и на Западную Беларусь. «Поэтому мы держим ухо востро!» — сообщил он. Батька также предупредил Путина о «непонятном поведении» польского президента Анджея Дуды в Киеве 22 мая.
Читайте интервью "Экс-глава ЦБ Дубинин рассказал, когда ждать возвращения рыночного курса рубля"