Заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Разворотнева напомнила, что квартплата состоит из трех частей. Первая – коммунальные ресурсы, плата за них составляет львиную долю в платежке и регулируется государством. В конце каждого года правительство России выпускает распоряжение с обозначением "коридоров" повышения цен в каждом регионе. Средний диапазон – 2-7%. Ориентируясь на эти "коридоры", каждый регион сам принимает решение, на сколько повысить плату за электричество, газ, воду и т. д.
В этом году рост тарифов произойдет только в июле. Следующее повышение запланировано в 2023 году, решение о конкретных тарифах Правительство России и руководство регионов примут в ноябре-декабре.
Вторая часть платежки – плата за капитальный ремонт. И третья – обслуживание дома и прилегающей территории. Согласно Жилищному кодексу стоимость этих услуг жильцы дома устанавливают на общем собрании. Но если они этого не делают, ответственность на себя берет городская власть. Тарифы принимаются в начале года, после чего никаких корректировок производиться не должно.
В марте Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства пообещало не увеличивать тарифы выше запланированного уровня индексации, несмотря на значительную инфляцию. Но удастся ли чиновникам сдержать слово?
С одной стороны, говорит Разворотнева, есть поручение президента, что платежи должны повышаться в рамках инфляции, а она достаточно большая, то есть рост тарифов на 10-12 процентов в общем-то не противоречит закону. Но с другой – население, мягко говоря, не богатеет. Поэтому если себестоимость коммунальной услуги превышает сборы с жильцов, выпадающие доходы оплачиваются управляющим организациям из бюджета.
"Такое правило действует сейчас, будет действовать и впредь, – продолжает Светлана Разворотнева. – И что-то мне подсказывает, что из-за экономической нестабильности никто не будет повышать коммунальные тарифы на 20%, даже если такая инфляция будет определена до конца года".
– Управляющие компании могут инициировать общее собрание жильцов по поводу повышения стоимости своих услуг, но не делают этого, – говорит исполнительный директор гильдии управляющих компаний в ЖКХ Вера Москвина. – Дополнительные взносы собственники платят по своему усмотрению. Если, например, они хотят поменять деревянные перила в подъезде на мраморные или установить фонтан во дворе, они заказывают работу управляющей компании по отдельному договору. Иногда собственники вообще не понимают реальную стоимость услуг. Они требуют поменять крышу, условно говоря, за рубль с квартиры, хотя работа стоит в сотни раз дороже.
Основные конфликты случаются, когда собственники платят за услуги, которые они не потребляют или потребляют в меньших объемах, чем с них берут. Допустим, дом утеплили специальными энергосберегающими материалами, в квартире зимой становится слишком тепло или даже жарко, а за отопление жильцам приходят те же суммы. Получается, что людям и так некомфортно в доме, а они еще вынуждены переплачивать.
Эксперты признались, что московскому жилищно-коммунальному хозяйству кризис даже помог. На места дворников, подсобных рабочих, строителей возвращаются курьеры, которые в пандемию доставляли еду из сетевых западных ресторанов или товары из магазинов европейских марок, покинувших Россию из-за санкций.
Еще одна новость: снизилось количество должников по оплате за услуги ЖКХ. В пандемию специалисты опасались, что около половины россиян надолго останутся злостными неплательщиками. Однако со снятием коронавирусных ограничений люди постепенно погасили большую часть долгов. К концу прошлого года только 5% россиян не оплатили квитанции за несколько месяцев. А самыми аккуратными плательщиками оказались пенсионеры и люди с небольшими доходами.