В заседании профильного комитета принимали участие представители других думских комитетов и разных фракций.
Отчёт СП за прошлый год - это 400 страниц текста с конкретными выкладками, сообщил собравшимся депутатам Алексей Кудрин. По его словам, теперь аудиторы будут применять новый подход к планированию своей работы, что позволит «более системно оценивать проблемы и ключевые вызовы».
Три основные темы на ближайшее время - это анализ внешних и внутренних вызовов, связанных с энергопереходом, модель бюджетного федерализма в России и госполитика в сфере технологического, инновационного развития, они будут всесторонне анализироваться группой аудиторов с учетом санкционных рисков и вызванных санкциями структурных изменений в экономике.
Глава СП рассказал об успехах в международной деятельности в прошлом году. Сам он в 2019 году был на три года избран председателем международной организации INTOSAI, в которую входят контрольно-счетные госструктуры из 194 страны мира, а в российской Счетной палате уже «есть своего рода спецназ, который знает весь международный аудит, знает языки», она участвует в международных тендерах и выигрывает их.
Вот уже два года наши аудиторы проводит проверку организации ООН по промышленному развитию, и «их отчеты были очень высоко оценены», выигран ещё один международный тендер по проверке ещё одной международной организации… «Это позволяет нам сверять многие подходы, которые применяются в мире, с нашими, такой перекрестный опыт очень полезен». Было очевидно, что г-н Кудрин всем этим очень гордится. О том, как повлияло и повлияло ли на международные контакты российских аудиторов с иностранными коллегами резкое охлаждение отношений России с очень многими странами мира после начала спецоперации на Украине, он ничего не сказал.
Из проведенных за последние месяцы проверок Кудрин отметил, в частности, проверку о реализации мероприятий по утилизации бытовых и коммунальных отходов, ликвидации и рекультивации свалок. Называть «жесткие цифры из этого доклада» глава СП отказался, признав, что далеко не все даже зарегистрированные и нуждающиеся в ликвидации свалки попали в госпрограмму, «и ряд регионов тем самым остается как бы в неопределенности», что с ними делать.
Мониторил СП и реализацию нацпроекта «Экология», сообщил г-н Кудрин, но тут же заметил, что отчет об этой проверке попал под гриф «ДСП» («для служебного пользования») и широкой публике не доступен. Точно так же под гриф «ДСП» попали «по ряду оснований» и результаты проверок мероприятий по борьбе с ВИЧ, по лекарственному обеспечению и развитию фундаментальной науки. Депутаты с этими документами могут ознакомиться, они имеют к ним доступ, а вот журналисты, общественность - нет.
Дмитрий Скриванов («ЕР») позднее сказал, что засекречивание материалов СП «снижает результативность» её работы, и предложил: если уж есть какие-то документы в отчетах, которые всем видеть нельзя, то присваивать гриф хотя бы только им, чтобы всё остальное было доступно и широкой публике. Такая рекомендация содержится и в проекте заключения Комитета по контролю на отчет о работе СП за прошлый год.
Алексей Кудрин объяснил, что «сами министерства, отвечая на запросы СП, присылают материалы с грифом», у СП нет полномочий эти грифы отменять, а если такие документы попадают в отчет, то закрывается весь раздел. Чтобы спасти открытость всего отчета, в Счетной палате уже начали делать то, что предложил депутаты: закрывать материалы отчетов лишь частично. Он заметил, что есть ещё одна причина, которая приводит к увеличению объема закрытой информации: расширилось число подсанкционных предприятий и объем закупок товаров, подпадающих под санкции…
Сардана Авксентьева («Новые люди») спросила, что будет в 2022 году «со всей той ситуацией, которая есть» с национальными целями, определёнными в майских указах президента Путина от 2018 года и уже скорректированных, то есть урезанных после начала пандемии. Да, ответил Кудрин, национальные цели надо будет корректировать ещё раз, потому что санкции и их влияние на российскую экономику, сокращение импорта в частности, «повлияют на темпы исполнения ряда программ, министерства уже вносят в них изменения». Обновленные подходы к национальным целям должны быть учтены в проекте бюджета на следующие три года, который в сентябре правительство внесет в Госдуму. Но сначала вопрос будет обсужден у президента, а помощник главы государства Максим Орешкин уже проводит совещания на эту тему.
На планы Счетной палаты «ситуация» тоже повлияла, признал глава ведомства: план проверок корректируется, и на первый план выходят вопросы импортозамещения, информационной, продовольственной безопасности, технологического развития, а также социальная защита и поддержка граждан «с учетом падения ВВП, которое намечается».
Антон Гетта («ЕР») поднял вечнозеленую тему госзакупок. В пандемию, напомнил он, выросло число закупок у единственного поставщика: по данным, которые есть в думском Комитете по развитию конкуренции, сумма госзакупок у единственного поставщика, то есть без конкурсных процедур, выросла с 54 млрд рублей в 2019 году до 361 млрд рублей в 2020 году. А сейчас, в условиях спецоперации и санкций, правительство получило право до конца 2022 года само устанавливать правила проведения госзакупок и заключения контрактов, и проводить их вне конкурентного поля и в обход требований соответствующих законов. «Как считают в СП, что важнее - оперативность заключения контрактов и предоставления услуг, или конкуренция?» - спросил Гетта.
Кудрин заметил, что любая госзакупка должна обеспечивать не только конкуренцию, но и «прозрачность использования ресурсов», чтобы не стать причиной коррупции, переплат и избыточной прибыли поставщика. Для этого и нужны конкурсы и жёсткая их регламентация. При закупке у единственного поставщика, без конкурса, мы получаем и увеличение цены, и сроки срываем, и не выполняем технические параметры, сказал он. И поведал историю о том, как «докладывал в рамках одного закрытого мероприятия об одной компании, которая в том числе занимается и работами по оборонзаказу».
Эта неназванная компания «пообещала представить в рамках заказа у единственного поставщика только отечественную продукцию, по лучшим ценам и в лучшие сроки - и провалила все показатели. Цены были более высокими. Компоненты не российские, как обещали, а китайские». «Мы проверили, президенту даже доложили, там была большая закупка. Но если бы не СП, их и не пожурил бы по-настоящему никто!» - возмущался экс-министр финансов. «Поэтому я считаю, что нужно добиться даже в условиях санкционного режима снижения закупок у единственного поставщика», - сказал он.
Ещё одна тема, которая обсуждалась более подробно - качество и эффективность работы государственных информационных электронных систем, которых в последние годы российские власти наплодили множество. Г-н Кудрин сообщил о результатах проверки ГИС ЖКХ: эта система создавалась в соответствии с законом аж 2014 года, её пользователями должны были стать и поставщики коммунальных услуг, и муниципальные власти, и собственники объектов недвижимости, но до сих пор всё «работает неэффективно, большие деньги потратили, а цели не достигли, информация не полная, не обновляется».
Примерно такая же ситуация и с многими другими ГИС. В СП надеются, что так как правительство сейчас занялось этой проблемой, порядок будет наведен.
Александр Коган («ЕР») напомнил, что есть ещё и такая ГИС, которая должна собирать информацию о вредных выбросах в воздух с предприятий-загрязнителей, и «там очень странно, сроки её внедрения сначала установили, потом отменили их, система якобы существует, но сейчас не работает». Дело в том, что «никакой ответственности за вносимую в такие системы информации и за достоверность этой информации не установлено, и зачастую многие просто её не вносят»,- считает депутат.
Аудиторы СП, занимающиеся этой темой, заверили, что уже год работа всех российских ГИСов анализируется, результаты проверки объявят во второй половине июня, и в них точно будет рекомендация ввести ответственность за вносимые в эти системы данные.
Работу Счетной палаты под руководством г-на Кудрина в Госдуме оценивают «очень высоко», сказал в заключение глава Комитета по контролю Олег Морозов («ЕР»).