Иностранные компании, работавшие в России, начали массово заявлять о приостановке работы после начала военной спецоперации на Украине. Сначала многие заняли выжидательную позицию, однако после того, как стало очевидно, что острая фаза конфликта затягивается, и подписания мирового соглашения в ближайшее время не будет, менеджменту пришлось определяться.
В последнее время все больше структур громогласно заявляют о намерении продать свои активы, а некоторые уже нашли потенциальных покупателей и приступили к оформлению сделок. Самым безболезненным вариантом ухода эксперты считают продажу компаний с возможностью обратного выкупа. Это позволит иностранцам при изменении ситуации вернуться на российский рынок. Однако ряд зарубежных предпринимателей больше не желают иметь дел с Россией и рассчитывают безвозвратно продать свои активы (Как правило со сменой названия бренда). Еще один вариантом является передача компании в доверительное управление. Впрочем, такая схема считается рискованной и мало эффективной, поэтому большой популярностью не пользуется.
Хотя все сделки, вызванные бегством иностранцев с рынка, совершаются с большим дисконтом, их стоимость все равно весьма значительна. А по действующему законодательству любые приобретения акций, имущества и т.д. дороже 800 млн руб требуют согласования ФАС. Эта процедура может длиться месяцами и выматывает нервы всем, в первую очередь, естественно, бизнесу.
Михаил Мишустин в среду заявил, что принято решение поднять порог сделок, решение о которых предприниматели смогут принимать самостоятельно, до 2 млрд руб. «Покупателю не нужно будет отправлять в ФАС предварительный запрос и ждать разрешения на покупку. Достаточно направить в антимонопольную службу уведомление о совершённой сделке», - сообщил глава кабмина. Он уточнил, что нововведение не касается стратегически важных сфер, где действует особый контроль государства.
Одновременно правительство облегчает покупку торговыми сетями долей в ритейле, который ранее контролировался иностранными собственниками. «Сейчас действует ограничение, когда на одну сеть не может приходиться более 25% товарооборота на определённой территории», - напомнил Мишустин. По его словам, в текущих условиях такой барьер «может привести к временным трудностям на различных товарных рынках», поэтому до начала 2023 года ограничение будет приостановлено. Он пояснил, что, принимая такие решения, кабмин ставит целью «поддержать бизнес в стремлении расширить свои проекты за счет появляющихся на рынке активов» и ускорить заключение сделок. «Зеленый свет» предпринимателям дали с согласия президента: тема, как уточнил Мишустин, обсуждалась у Путина на прошлой неделе.
Чиновники ожидают, что быстрая смена собственников, позволит оперативно перезапустить закрытые предприятия и вернуть из простоя их работников. Безработица и обвал доходов населения пугают власти больше всего, хотя пока ситуация, как не раз докладывали Владимиру Путину профильные министры, развивается по благоприятному сценарию.
Впрочем, в последнем прогнозе Минэкономики на 2022 год напротив графы безработица уже стоят тревожные 6,7%. Примерно до таких же значений безработица поднималась в первый год пандемии, и тогда картина на рынке труда называлась «достаточно сложной». Основной риск передачи иностранных компаний российским собственникам связан с тем, что в условиях санкций и при отсутствии опыта они не смогут отстроить бизнес так, как прежние владельцы.
Ничего страшного не произойдет, если известный всем бургер превратится в булку с котлетой, как обещал Дмитрий Медведев. Однако в других секторах, например, в автопроме разница между «было» и стало» может оказаться более значительной и болезненной для потребителей.