По историческим меркам пластик вошел в нашу жизнь сравнительно недавно. В 70-е годы прошлого столетия мы все радовались пластиковым пакетам: не надо носить на работу тяжелые ридикюли с кипой бумаг, а брать самое необходимое. И только сравнительно недавно мы пришли к выводу, что такие «пластиковые удобства» угрожают экологии планеты чуть ли ни в меньшем масштабе, чем глобальное потепление. Они не разлагаются и вообще, в огне не горят и в воде не тонут.
Так, в некоторых европейских странах переходят на биоразлагающиеся (не опасные природе) упаковки или вводят экологический сбор на утилизацию пластика. В этом плане работают и российские экологи. Минувшим летом они предложили Минпромторгу отказаться от использования в работе пластиковой продукции 28 наименований. В их числе одноразовые тарелки, стаканчики и крышки. Еще защитники природы «вне закона» объявляют бутылки, капсулы для кофе, контейнеры для продуктов, упаковки для яиц и несколько видов другой продукции.
Как утверждает Российский экологический оператор, к этим отходам у переработчиков отсутствует коммерческий интерес. И лучше раньше, чем позже, поэтапно их заменить альтернативными товарами. Идеи на сей счет уже имеются – в частности, столовые приборы можно заменить на бумажные, деревянные или другие материалы растительного происхождения.
Что касается импортных закупок пластиковой продукции, то они есть. И страны Евросоюза, в свете других наложенных на Россию санкций и ограничений, о них не забыли. Так, с 10 июля нынешнего года ЕС вводит запрет на поставки искусственных колбасных оболочек. В минувшем году на долю Евросоюза приходилось почти 73 % импорта этой продукции в натуральном выражении. По информации Федеральной таможенной службы Россия оттуда завезла оболочки на $83 млн.
Изменятся ли цены на колбасу и сосиски?
«В производстве колбасных изделий используется как искусственная оболочка, из целлюлозы, так и натуральная, из субпродуктов, - поясняет управляющий партнер коммуникационного агентства B&CAgency Иван Самойленко. - Однако большинство российских производителей используют импортную. Часть из них работает на натуральной российской, но их доля невелика. Всего у нас 5 заводов, со временем им удастся покрыть внутренние потребности таких оболочек для колбас. Пока ищутся альтернативные поставщики – преимущественно в Азии».
Указать долю стоимости упаковки в цене конечного продукта эксперт не берется. «Обычно цена упаковки входит в раздел общепроизводственных расходов – наряду с топливом и прочими затратами. В стоимости килограмма колбасы они занимают около 20%. Однако цена упаковочного материала может составлять 1-3 %», — отмечает Самойленко.
Как считают отечественные мясопереработчики, импортных запасов им хватит примерно на 3 месяца. Что дальше? Как сказал наш эксперт — искать альтернативных поставщиков и, разумеется, наращивать собственные мощности. Не исключено, что на какое-то время сузится ассортимент колбасных изделий – но в конечном итоге очередной демарш Евросоюза по карману российских покупателей не ударит – так заявляют мясопереработчики.
Но львиная доля пластиковой продукции приходится на «молочку». А в марте, как известно, эти изделия подорожали в среднем на 10%.
Отразилось ли подорожание на животноводческой продукции?
Мы связались с подмосковными фермерами, которые разливают и расфасовывают свои молокопродукты по бутылкам и стаканчикам. В бутылки – молоко, в стаканчики – сметану. Привыкшая закупать все впрок глава КФХ в Одинцово Ольга Ивлева сообщила, что ей еще в феврале привезли большую партию бутылок под молоко по старым ценам: поллитровые по 5,8 рублей штука, литровые по 6,6 рубля, двухлитровые по 8,2 рубля. Как она отмечает, в среднем такая тара подорожала на 5 рублей, это уже вместе с колпачком, который тоже дорожает, но он стоит копейки: 100 штук – 52 рубля.
Пока фермерша работает на старых запасах и не знает, поднимать ли стоимость «молочки», если тара станет приходить по новым ценам. Однако уверена, что недолива (вместо литра 900 грамм) у нее не будет. «А если и придется менять ценники, то они увеличатся процентов на 5», — говорит собеседница «МК».
«Любое подорожание ингредиента обязательно отражается на себестоимости производства, - поясняет другая фермерша-животновод Наталья Дербенева. - Раньше в литре молока бутылка из пластика составляла 6%, с начала года уже 8%, теперь 10%. Добавьте сюда минимум 5% на рентабельность от производителя. И торговую наценку, если он продукцию повезет в магазин. На 10-15% с животноводческой фермы молоко будет уходить покупателям дороже – чисто от крестьянина».
Хотя фермеры утверждают, что за розничную цену в торговле они «ответственности не несут». Дескать, магазины под любой шумок, сразу закладывают свою «маржу» в 20- 30%.