«Ждем одну поставку»: мелкие предприниматели оказались брошены на произвол судьбы

«Хороших российских тканей почти нет»

Большие магазины и компании закрываются и уходят из России на фоне санкций, нередко создавая колоссальный общественный резонанс. В тени остаётся малый бизнес. «МК» собрал истории нескольких предпринимателей, которые сегодня остались один на один со своими проблемами. Но все же не опустили руки.

«Хороших российских тканей почти нет»

тестовый баннер под заглавное изображение

В разгар экономического кризиса мало кому удается думать не только о себе – люди сосредоточены на том, как сэкономить и сохранить приемлемый уровень жизни. Однако следующий шаг – подумать о поддержке предпринимателей. Мало кто из бизнесменов «средней руки» производит товары первой необходимости, но все они нуждаются в своих клиентах – в тех, кто продолжит покупать, несмотря на трудные времена.

Тимофей Тодоров, руководитель магазина постельного белья:

- Голландский бренд постельного белья и пижам, которые мы продаём, широко известен в Европе, но в России только-только набирает обороты. Акцент делается на детскую линейку с принтами: например, у тебя может быть напечатан костюм космонавта на пододеяльнике и на наволочке у тебя будет шлем. Когда ложишься в кровать – становишься космонавтом. Есть балерина, пират, принцесса. В Европе эта история известная. Мы решили эти вещи возить в Россию 9 лет назад, сейчас у нас два направления: мелкий опт и собственная розница. Очень выручают маркетплейсы.

Первый кризис, который компания даже не успела прочувствовать, был в 2014. Какие-то были неприятные валютные скачки. Тогда мы только начинали, ещё толком не было клиентов, всего несколько поставок было, поэтому мы ничего особо и не заметили.

Самый печальный эпизод за все девять лет — это ковид. Последствия и по сей день сохраняются.

У головной компании в Амстердаме есть контрактное производство в Португалии. Там делаются все вещи. Португалию на 3 месяца закрывали, производство работало на 20%. Когда ситуация с пандемией там стала получше, они столкнулись с проблемой отложенного спроса. Производство стало захлёбываться от переизбытка заказов. Мы тоже размещали заказы, нам их никто вовремя не мог привезти. За прошлый год у нас была всего одна поставка, которую мы ждали 7 месяцев. Это нас сильно подкосило, и эхо, к сожалению, до сих пор сохраняется. Сейчас у нас склад пустой. Но мы ждём поставку.

Сейчас пока сложно сказать, с какими проблемами мы столкнёмся в ближайшее время: пока ещё мы не пробовали привозить товар из-за границы по новым правилам и не расплачивались за него, всё впереди. Единственное, что успокаивает - у нас товар не может быть засчитан как товар двойного назначения. Это достаточно простой потребительский товар.

Следующая проблема – реклама. Соцсети, которые сейчас запрещены в России, были мощными площадками для продвижения, там очень гибкие настройки по рекламе, эффект почти мгновенный. Как теперь достучаться до клиентов, я пока не знаю.

Среди наших клиентов есть достаточно крупные компании, они сейчас в подвешенном состоянии: звонят, спрашивают, когда будет товар. Очень нас ждут. Ну и порядка 60% запросов розничных клиентов мы удовлетворить сейчас не можем. Ждём новую поставку примерно через месяц-полтора, тогда и будем учиться работать в новых условиях.

Подумаем, какую помощь от государства можно получить. Тут важно понимать – наш товар: это уникальный продукт, который очень тяжело воспроизвести. Такое постельное бельё – это очень красивый бизнес, нужный детям и родителям, больно было бы от него отказаться.

Но мы работаем только с готовой продукцией, иначе нам пришлось бы покупать очень дорогостоящую технику и строить здесь цех по печати на натуральных тканях. Это очень серьёзный объём инвестиций. Локализовать все это невозможно. Поэтому будем думать: расширять или отказываться – пока кардинальных решений не принимали. Если что-то случится, то придётся эту историю оставить и думать, чем заниматься дальше. Пока сражаемся, но что ждёт за поворотом – сказать сложно.

Татьяна Трунина, хозяйка магазина одежды для православных:

- Название родилось из имён наших детей. У нас их трое: Дима, Костя, Настя. Так что всё было предрешено. Сначала хотели поставить первой имя Насти, она старшая – получилось «Накоди». Потом поменяли, и вот: «Дикона».

Мы люди воцерковлённые, но никогда не задумывались о том, что людям нужна особенная одежда. Я погрузилась в эту тему, когда дети пошли в воскресную школу, и я начала общаться с мамами, преподавателями. Там и услышала: мол, негде православным женщинам одеться! Да и даже не только православным, а тем, для кого женственность и нравственность в приоритете. Все магазины больше рассчитаны на молодёжь, а вот если тебе за 30, то сложно что-то найти.

В 2014 году мы с мужем остались практически без работы, тогда и поняли: вот что нужно людям! Муж сразу загорелся идеей! Ещё пообщались с нашим батюшкой, он нас благословил на такое нужное дело.

Православие – радостная вера, а смотришь – все угрюмые, одеты, кто в чём. Если даже посмотреть на тех, кто только начал путь в церковь, то у них как будто два гардероба: для храма и для повседневного пользования. Наша идея как раз заключается в том, что женщина должна быть единой.

Сначала муж сделал интернет-магазин, потом открыли группу в соцсети. И тогда просто в чемодан складывали платья и ездили по воскресным, православным школам. Смотрели, нужно ли это людям. Потом стало понятно, что нужна точка, чтобы люди могли приехать и примерить.

Я и муж всё вместе делаем. Техническая часть – на муже, всё остальное – на мне. Ещё дочь раньше просто в фотосессиях помогала, а теперь ещё и модель. Вообще в качестве моделей у нас знакомые по храму девушки и женщины, фотографирует моя знакомая. Все заинтересованные. Доставкой раньше муж занимался, теперь уже сын подрос – он стал развозить товары.

Вся одежда – с российских фабрик. Всегда стараемся подбирать товар по качеству, чтобы пошив, обработка были хорошие. Чтобы долго служила.

Сейчас, конечно, много проблем: некоторые фабрики ушли с рынка, цены на закупки резко выросли. Ещё же и хороших российских тканей почти нет. Ткани из хлопка, вискозы – только для домашней одежды подходят. Все ткани из-за рубежа, а они значительно подорожали.

Мы пока стараемся держать цены, наш лимит – не более 7000 рублей за платье. Но это фабричные модели. Есть несколько моделей штучных, они дороже стоят. Их совсем немного. Но вообще, когда говоришь, что всё российского производства, то у людей сразу другое отношение. Все лекала соответствуют параметрам наших женщин. И покупателям даже бывает сложно выбрать, потому что подходит многое.

Сейчас спрос увеличился: то ли из-за начала весны, то ли из-за снятия пандемийных ограничений, то ли из-за того, что импортные крупные магазины закрылись. Больше молодёжи приходит – это очень радостно!

Хотя не без осечек: например, перед пандемией мы пробовали открыть магазин ещё в Сергиевом Посаде, но не справились – поняли, что при небольшом бизнесе лучше не распыляться на несколько точек. Люди должны ощущать особую атмосферу. Для нас главное – сообщество; проводим конкурсы в соцсетях, люди друг другу подарки дарили, подружились, потом писали письма от руки.

При этом нам нужно аккуратно относиться к рекламе, потому что особая специфика – например, мы вешали рекламу на стенды около храмов. Есть сайт, есть группа ВКонтакте, сейчас потихоньку стали в Telegram уходить. Но даже для обновления сайта очень много средств нужно, нам сейчас это сложно.

Какой-то особенной поддержки мы не ощущаем – ну да, была отсрочка налогов, но потом же всё равно их надо оплатить. Мы больше надеемся на себя. Но верим, что наш бизнес всё равно надо развивать. Ты всего себя вкладываешь в это дело – в этом и заключается душа небольших компаний! Даже большие бренды начали с малого, всё выстраивалось вокруг идеи. Это же лучше безликих сетей.

Николо из Вероны, владелец итальянского кафе:

- Работаем мы с 2016 года. В меню – пицца и паста по итальянским рецептам, салаты и супы, несколько десертов, которые готовим сами. На прилавке – сыр, прошутто, салями, оливки и прочие итальянские продукты, которые доставляют через Сан Марино, чтобы не нарушить санкции. Ну а цены растут, в том числе из-за изменения курса валют, и сохранять прейскурант на прежнем уровне не получается.

В последние два года серьезной проблемой было удержать клиентов и кафе во время пандемии. Пришлось снизить зарплату сотрудникам и оптимизировать расходы, но без убытков не обходится. Была идея переориентироваться на доставку, но удалось не слишком хорошо: не тот объем продаж.

В кафе люди тоже начали экономить, перестали заказывать не глядя. Такого, как раньше – чтобы пришёл человек и взял и сыр, и прошутто, и пиццу – сейчас уже нет. У клиентов меньше денег. И мы не знаем, что будет. Дальше одной поставки смотреть не получается.

Например, самый дорогой сыр на прилавке – с добавлением трюфеля: сегодня он стоит 820 рублей за 100 граммов. Пармезан и горгонзола дешевле, конечно, но тоже пришлось поднять цены. При этом ставка – всё равно на настоящий вкус свежих итальянских продуктов.

Пробовали российские молочные продукты, но разницу не спрячешь – сыр получается совсем другой, потому что коровы по-другому питаются.

Хотя клиенты по-прежнему радуют. Вот, например, перед Пасхой было несколько поставок итальянских куличей – паннетоне и пандоро – разобрали все довольно быстро, спрос есть. Также в этом году начали печь куличи по традиционному русскому рецепту, это новинка, эксперимент, их тоже очень быстро разобрали. Десерты вообще часто берут.

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28783 от 17 мая 2022

Заголовок в газете: Склад пустой, ждем поставку

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру