Как отметил в разговоре с корреспондентом «МК» Дмитрий Янин, председатель правления конфедерации обществ потребителей, на протяжении вот уже нескольких десятилетий картина остаётся неизменной: кризисы оборачиваются всплеском алкоголизма.
– При любых экономических потрясениях власти снижали цены на водку. Её потребление фактически поощряется – достаточно вспомнить начало 90-х годов. Это всем выгодно.
Вот и сейчас потребление водки растёт очень высокими темпами, и это объясняется тем, чтото у людей нет уверенности в завтрашнем дне. У людей постоянный стресс: что делать с деньгами, если они ещё остались, что будет с их близкими… Вот этот стресс люди запивают. Но, подчёркиваю, именно водкой: даже продажи пива падают, не говоря уж о вине, которое большинство российских потребителей считают «сложным» напитком. Да и доходы у людей упали, так что нет возможности выбирать изысканные напитки.
Водка будет наращивать обороты и находить новых потребителей: возможно, как раз из числа тех, кто раньше пил вино, – заключил Янин.
При этом, по словам эксперта, речь идёт именно об употреблении водки по прямому назначению, а не об использовании водки в качестве универсальной валюты (например, для сантехников) и уж тем более не в качестве антисептика, как это было популярно во время пандемии коронавируса. Также, по мнению Янина, не стоит рассчитывать на возрождение самогоноварения – разве что в малых объемах и в малых городах: большая часть россиян предпочтёт пить покупное, особенно если учесть подорожание сахара.
Ранее глава Центра исследования федеральных и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз отмечал в разговорах со СМИ, что в последние четыре года рынок водки стабилен: ее продажи либо не меняются, либо немного растут – причем растут как раз во время кризисных ситуаций, когда население вспоминает о самом простом способе снятия стресса.
Что же касается российского виноделия, то здесь эксперты настроены скептически. Российское вино и раньше не стоило дёшево, так как условия его производства гораздо сложнее, чем в той же Испании или Италии, а теперь цены ещё вырастут. Кроме того, для отечественного вина многие вспомогательные инструменты и ингредиенты, а также виноматериалы, ввозили из Европы и Латинской Америки, так что сложности в производстве и продажах (как и повышение цен) неизбежно. Поэтому говорить о том, что на волне патриотизма российский потребитель обратит внимание на отечественные вина, пока опрометчиво.