Ранее о готовящихся мерах в отношении нескольких кредитных организаций России заявил во время визита в Латинскую Америку верховный представитель альянса по иностранным делам Жозеп Боррель. Он не уточнил, о каких именно структурах идет речь. В марте Евросоюз отключил от SWIFT семь российских банков — ВТБ, «Россия», «Открытие», Новикомбанк, Промсвязьбанк, Совкомбанк и ВЭБ. Ограничения против «Сбербанка», МКБ и Россельхозбанка должны войти в шестой пакет антироссийских санкций ЕС, который должен быть одобрен Советом европейской коалиции на одном ближайших заседаний, намеченных на 10 и 16 мая.
«Напомню, SWIFT не занимается межбанковскими платежами, — говорит кандидат экономических наук Михаил Беляев. — Это универсальная, наиболее распространенная информационная система передачи определенных команд о совершаемых транзакциях. Она обслуживает только корпоративный сектор.
Все межбанковские операции «заточены», алгоритмизированы под SWIFT. Отключение от нее ведет к дополнительным неудобствам, к потере оперативности, но никак не к коллапсу банковской сферы. И, как показала жизнь, бизнес всегда найдет пути обхода такого рода ограничений. Для семи подсанкционных российских банков это прошло без особых потрясений, поскольку у них есть контрагенты не только на Западе, но и в других частях света, в частности, в арабских странах и на Востоке. Думаю, не сильно пострадает и «Сбербанк».
Что касается внутренних операций, в России действует полный аналог SWIFT — система передачи финансовых сообщений (СПФС), созданная под эгидой ЦБ еще в 2014-м именно на случай реализации такого санкционного риска. «Поэтому существует надежда, что для рядовых отечественных клиентов банков ничего не изменится, поскольку их денежные переводы идут по внутренним межбанковским каналам», — резюмирует Беляев.