29 апреля украинское правительство повысило предельные цены на топливо на 40-43% и сейчас в среднем на Украине стоимость бензина составляет 40-50 грн. (94-118 руб.) и продолжает расти.
Проблемы с обеспечением топливом на Украине возникли сразу после начала спецоперации на Донбассе. Украинское руководство тогда установило приоритет топливного снабжения для ВСУ. Однако уже в марте проблемы с обеспечением горюче-смазочными материалами возникли даже у военных. Это было связано с полным прекращением поставок из Белоруссии, а также с нанесением ударов по украинским нефтебазам и Кременчугскому НПЗ - основному украинскому производителю горючего.
В такой ситуации Украина была вынуждена искать иные источники снабжения - в странах Евросоюза. Цены на топливо начали расти, несмотря на меры украинского правительства по снижению НДС и госрегулированию цен.
Сейчас Киев выражает уверенность, что дефицит топлива будет преодолен в ближайшие дни благодаря поставками из Европы. Тем временем украинское правительство решило больше не пытаться сдерживать цены и отменило госрегулирование стоимости премиального бензина, что, однако, не способствовало падению спроса.
Некоторые жители Незалежной готовы платить за бензин любые деньги. Недавний случай: в Киеве у водителя закончилось топливо прямо посреди дороги. В Telegram-чате он выложил объявление: «Куплю 4 литра за 200 грн (470 рублей), чтобы хотя бы доехать домой». На что ему ответили: «Можешь оставлять тачку и идти домой пешком».
В соцсетях расходятся фотографии с украинских АЗС, где ценовое табло вместо стоимости бензина за литр показывает нули, отражая проблему текущего ценообразования. На некоторых заправках топливо отсутствует совсем. Из почти 7000 заправок в стране около половины перестали функционировать. Для поиска работающих АЗС на Украине была даже создана специальная онлайн-карта для автомобилистов.
Уже фиксируются и случаи топливного мародерства. Украинские Telegram-каналы сообщают о задержании охранника АЗС в Буче, который слил из резервуаров заправки 100 литров бензина. Топливный дефицит к тому же спровоцировал рост цен на проезд в маршрутках и автобусах, что вынуждает граждан пересаживаться на велосипеды.
Ситуацию с топливным кризисом на Украине и перспективы его преодоления “МК” прокомментировал политолог и экономист Андрей Суздальцев:
- Последние два месяца на Украине с этим справляются. Сейчас топливо есть, хоть и неимоверно дорогое. Оно поступает из двух источников.
Первый источник - из Польши, нефтяная компания Orlen, которая снабжает Западную Украину. Южная часть Украины вплоть до Киева снабжается нефтепродуктами, поступающими железнодорожным транспортом с НПЗ в Румынии, которые принадлежат казахстанскому капиталу. Этой нефти не хватает, пути доставки осложняются. Цена будет расти, но нельзя сказать, что будет полная нехватка топлива.
Есть объективная проблема для украинской власти: топлива не хватает армии, на тот же дизель одновременно претендует и сельское хозяйство, ведь началась посевная. Тут возникает дилемма, которую должно решить украинское правительство - либо воевать, либо растить хлеб.
По словам Суздальцева, ситуация с преодолением украинского дефицита топлива зависит от функционирования коммуникаций Центральной и Западной Украины с Польшей и Румынией. Дефицит значительно усугубится, если эти линии сообщения будут разрушены в ходе боевых действий.