Надежды отельеров на ажиотаж внутри страны пока не оправдались. Гостиницы, повышавшие еще в марте цены на июнь-август, теперь понижают их на 15-45%. По данным OneTwoTrip, стоимость летнего размещения в отелях Сочи, Красной Поляны, Ялты, Кавказских Минеральных Вод и Калининграда сейчас на 10-45% ниже, чем была в марте.
Сейчас в гостиничном секторе наблюдается та же ситуация, которая была в марте на потребительском рынке. Из-за санкций, кратковременной просадки национальной валюты и ажиотажного спроса цены резко пошли вверх. Особенно на автомобили, электронику и бытовую технику, так как появились опасения дефицита в России из-за ограничений Запада и ухода иностранных компаний. Но потом ситуация изменилась — цены на многие позиции товаров снизились, ажиотаж прошел, дефицита не возникло. То, что отели в России повышали цены на проживание в марте — это реакция на нестандартную и нервную ситуацию, когда было фактически закрыто авиасообщение с Европой и рядом стран мира, а также отклик на девальвацию рубля.
По словам управляющего партнера коммуникационного агентства B&C Agency Ивана Самойленко, сейчас пришло понимание, что даже в условиях ограничений россияне не поедут отдыхать на Черноморское побережье из-за столь высоких цен. Кроме того, очевидно, что на спрос будет оказывать влияние динамика доходов граждан и инфляция. Потому отели и начали снижать цены на номерной фонд, так как в противном случае они очень серьезно не досчитаются выручки и прибыли.
Во-первых, на динамике бронирований сказывается то, что для юга страны по-прежнему действуют ограничения на полеты. Во-вторых, на фоне спецоперации России на Украине некоторые туристы заявляют, что опасаются ехать в приграничные территории (Азовское море, Крым).
«Продать место в гостинице — это еще половина дела. Людям нужно понимать, как добраться до самого отеля. Основные хабы закрыты, а поездами люди не хотят добираться. Поэтому цены снижаются. Вдруг, люди захотят за меньшие деньги рискнуть и все-таки поедут, — подчеркивает президент Союза туристических агентств Сергей Голов. — Желание и жадность некоторых участников рынка заработать на беде, на горе возвращаются бумерангом. Потребительский спрос падает, поэтому сейчас приходится умерить аппетиты».
Ожидания разрастания кризиса в стране и снижения доходов также заставляют многих россиян отказываться от планов на отдых на море. По разным данным, до 70% граждан России этим летом не собираются брать отпуск или намерены его провести в своем регионе. Все это отразилось на спросе, что и ощутили туроператоры и гостиничный бизнес, потому цены и снижаются.
Сокращение стоимости проживания может привести к тому, что спрос на отдых у россиян вырастет. Тем более, что продажи туров могут быть снова стимулированы программой кэшбека, рассказывает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Вместе с тем пока сложно сказать, на каком уровне будет приток туристов в курортных регионах страны.
«Ситуация остается довольно нестабильной, и часть граждан в любом случае предпочтет остаться дома, не тратить имеющиеся средства и т.д. Поэтому и прогнозировать уровень загрузки отелей сейчас сложно. Вероятнее всего, что она будет ниже сезона 2021 года на 5-10%», — отмечает он.
Все равно снижения цен до уровня 2019 года ждать не стоит, полагает Иван Самойленко. «Стоимость, вероятнее всего, останется на уровне прошлого года или будет выше на 10-12%», — заключает собеседник «МК».