Германия была далеко не единственным тормозом европейской энергетической перестройки. Против эмбарго продолжают выступать Венгрия, Австрия, Словакия, Испания, Италия, Греция. Три первые державы обосновывают это большой зависимостью от российской нефти, а южные европейцы - опасениями, что запрет повлечет за собой взрывной рост цен на энергию. Тем не менее, учитывая политический и экономический вес ФРГ в Евросоюзе, такое решение Берлина резко увеличивает шансы на введение эмбарго.
До недавних пор яростным противником поспешного отказа от российского "черного золота" являлась и Германия. Из тех же соображений - большая зависимость от России и угроза роста цен. Избавляться от российской нефти предлагалось постепенно - в течение года. Основанием для смены курса явились, по сведениям DPA, "недавние успехи в поиске альтернативных поставщиков".
Для справки: до начала спецоперации на Украине на поставки из России приходилось 35 процентов немецкого нефтяного импорта. Но по утверждению вице-канцлера, министра экономики Германии Роберта Хабека, за два месяца эту долю удалось сократить до 12 процентов. Германия "очень, очень близко подошла" к независимости от российской нефти, заявил на днях вице-канцлер. Ситуацию в экономике, которая возникнет после введения эмбарго, он описал как "контролируемую".
Самым слабым звеном плана нефтяной "дерусификации" Федеративной Республики является энергообеспечение Восточной Германии. В минувшем году на территорию земель, входивших в состав бывшей ГДР, приходилось две третьих потребленной в ФРГ российской нефти. Так сложилось, как говорится, исторически: поставки идут через построенный в эпоху "развитого социализма" нефтепровод "Дружба": первая его ветка была введена в эксплуатацию в 1964 году, вторая - в 1974-м.
На российской нефти работают два крупнейших восточногерманских нефтеперерабатывающих завода - в Шведте (земля Бранденбург) и Лойне (Саксония-Анхальт). Первый контролируется российской "Роснефтью", второй - французской Total. Именно предприятие в Шведте, PCK Raffinerie, обеспечивает нефтепродуктами столичный регион, в том числе - новый берлинский аэропорт BER.
Собственно, вопрос: чем заменить "Дружбу", питающую эти НПЗ, - и представляет собой на сегодня главную головную боль для отвечающих за энергообеспечение страны чиновников и менеджеров. По мнению некоторых "слуг народа", проблема совершенно неразрешима.
Последствия кризиса в энергоснабжении, который вызовет эмбарго на российские энергоносители, "будут катастрофическими в социальном и экономическом плане, - предрекает премьер-министр земли Бранденбург Дитмар Войдке. - Когда пишут о трех миллионах новых безработных, которые появятся в случае прекращения поставок нефти и газа из России, я думаю, что это преуменьшение".
Впрочем, федеральное правительство явно ориентируется на другие прогнозы. Кельнский Институт немецкой экономики в опубликованном недавно исследовании указывает, что оба наиболее уязвимых перед эмбарго НПЗ, по счастью, соединены нефтепроводами с портами на балтийском море: предприятие в Шведте - с немецким Ростоком, Лойна - с польским Гданьском.
Авторы исследования напоминают, что оба эти альтернативных маршрута уже пришлось однажды задействовать. А именно - в 2019 году, когда "Дружба" встала на несколько месяцев из-за загрязнения хлорорганическими соединениями. В общем, не впервой. Однако на сей раз, признают ученые, экономике Германии придется столкнуться со значительно большими издержками.
Катастрофы, конечно, не произойдет, но поскольку альтернативные пути доставки все-таки не заменят в полном объеме "Дружбу" (в лучшем случае - на две трети), то потребителей в Германии ждут более высокие цены на нефтепродукты, в особенности - на солярку. Не исключены даже временные перебои в снабжении дизельным топливом.