Напомним читателям, что государственная программа льготной ипотеки планировалась до 1 июля нынешнего года. Она предусматривала для заемщиков ставку по кредиту 7 % годовых, предельный лимит на сумму в три миллиона рублей. И возможность оформить документы на 20 лет с первоначальным взносом 15 % собственных средств.
Однако после начала военной спецоперации на Украине ситуация в корне изменилась. В конце февраля ЦБ поднял ключевую ставку до заоблачных 20 %, что в свою очередь сказалось на условиях по новым льготным кредитам. В начале марта коммерческие банки вовсе перестали оформлять ипотеку. Это грозило массовым банкротством застройщиков.
Ставка в 12 % годовых была введена с 1 апреля нынешнего года. Тогда же распоряжением главы правительства Михаила Мишустина кредитный лимит для жителей Москвы и Санкт-Петербурга был увеличен до 12 миллионов рублей, а для жителей Московской и Ленинградской областей до 6 миллионов.
- Чем ниже процент, тем лучше для получателя кредита. - считает независимый финансовый эксперт, кандидат экономических наук Михаил Беляев. - Снижение льготной ставки по ипотеке на 3 % можно только приветствовать. Строительная отрасль получит фронт работ, а с ней тесно связаны другие смежные отрасли. Таким образом люди будут получать зарплату, платить налоги. Со всех сторон одни преимущества.
Но возникает вопрос: на основании чего при сегодняшней ключевой ставке ЦБ 17 % коммерческие банки должны предоставлять кредиты под 9 %? Правда, ожидается, что в конце недели ключевая ставка снизится до 15 %, но все равно это высокий показатель. Каким образом коммерческие структуры смогут восполнить этот разрыв средств в 6 %? Если говорить ученым языком – насколько активная кредитная операция будет обеспечена адекватными пассивными операциями, то есть, ресурсами?
Если есть возможность субсидирования этих ставок коммерческим кредитным организациям, тогда программа будет успешно работать. Хотя вопрос на поверхности: почему просто не снизить ключевую ставку?