Несмотря на то что в России действует ряд мер поддержки бизнеса, который занимается реализацией продовольственной продукции, деятельность продуктовых ярмарок выходного дня носит ограниченный и локальный характер, считает депутат Матвейчев. По его мнению, мера ограничения времени работы гипермаркетов могла бы стать действенной мерой поддержки малого аграрного бизнеса. По замыслу депутата, потребители потянутся в магазины шаговой доступности и на ярмарки выходного дня, что будет стимулировать развитие подсобных фермерских хозяйств.
«В целях поддержки малого бизнеса в сельскохозяйственной отрасли прошу вас рассмотреть вопрос о целесообразности внесения законопроекта об ограничении режима работы продуктовых гипермаркетов в выходные дни (воскресенье)», — говорится в письме премьеру.
Попытки «насильно» отправить крупные продуктовые магазины на выходной предпринимались на законодательном уровне и ранее. В середине прошлого года с подобной инициативой выступил глава Комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов — правда, помимо выходных он предлагал ограничить работу гипермаркетов еще и ночью. При этом он радел не за фермерские ярмарки выходного дня, а за маленькие магазины формата «у дома», которые, по мнению парламентария, не могли выдержать конкуренцию с крупными торговыми сетями.
В 2019-м тему поднимал еще один член Совета Федерации Алексей Кондратьев: он даже ссылался на опыт западных стран, где крупные сети закрываются на субботу–воскресенье. А в начале 2000-х годов аналогичную инициативу выдвигал еще Герман Греф, будучи министром экономического развития. Он ссылался на опыт Германии, где закрытие магазинов в вечернее время, выходные и праздничные дни давно стало традицией. Впрочем, во всех этих случаях идею не поддержали. И вот новый заход — в новых экономических обстоятельствах…
Конечно, далеко не факт, что инициатива депутат воплотится в жизнь и сейчас. Но если это произойдет, для россиян введение такой нормы станет очень серьезным испытанием, убежден глава Союза потребителей России Петр Щелищ. Он отмечает, что по традиции работающие люди предпочитают закупаться продуктами на будущую неделю именно в выходные дни. Причем массовый потребитель – особенно в больших городах – едет именно в сетевые магазины, потому что там еда дешевле. Супер- и гипермаркеты могут себе позволить продавать товар по низким ценам, так как они закупают весь ассортимент крупными партиями и напрямую у больших агрохолдиногов, поясняет эксперт. Плюс сетевые магазины привлекают клиентов стабильным качеством и широким ассортиментом.
Что же касается ярмарок выходного дня, то, по словам Шелища, надо понимать: у небольших фермерских хозяйств большие издержки, а следовательно, и цены немаленькие. «Поддержка фермеров путем введения ограничений, принудительным способом – не выход», – считает эксперт. Наш собеседник напомнил о главном преимуществе рыночной экономики – конкуренции и возможности выбора для потребителя: именно эти факторы в конце концов снижают цены. Следовательно, искусственное ограничение конкуренции сработает против потребителя и заставит его больше раскошеливаться.
Много минусов в предложении депутата видит и член совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ Анна Вовк. С точки зрения потребителя, подобная ситуация приведет к тому, что люди станут заранее запасаться товарами и покупать все впрок, что вряд ли добавит удобства и комфорта. Что касается последствий для гипермаркетов, то им придется либо сокращать штат сотрудников, либо срезать им зарплату из-за «лишнего» выходного дня. Да и выпавшие доходы за один-два выходных дня в неделю крупные торговцы начнут отбивать за счет повышения цен – другого пути у них нет! Но самое главное: нововведение не слишком поможет и самим фермерам. Люди, привыкшие закупаться в крупных сетях, вряд ли тут же понесут деньги на ярмарки выходного дня. Скорее уж, оформят на воскресенье онлайн-доставку на дом всего необходимого для завтрака, обеда и ужина.