Масштаб бедствия поняли еще далеко не все россияне. Если зайти в крупный магазин электроники, на первый взгляд покажется, что ничего и не изменилось: пустот на прилавках нет, товар стоит, люди около кассы ждут — всё как положено! Зато как только начинаешь выбирать нужные тебе штуковины, понимаешь: нет, увы, былое разнообразие пропало...
Вот, допустим, необходимый в хозяйстве каждого журналиста предмет — диктофон. В современном мире, конечно, почти любой прибор можно заменить соответствующим приложением в смартфоне, но все-таки многие наши коллеги предпочитают разделять: отдельно — диктофон, отдельно — фотоаппарат. Однако журналистов ждет неприятный сюрприз: диктофонов самой популярной фирмы, «Олимпусов», нет в наличии ни в одном московском магазине. Выход — только заказывать онлайн, причем не в сетевых магазинах, а на официальном сайте фирмы.
— Закончились. Будет ли поставка, пока не знаем, — разводит руками менеджер одного из крупных магазинов.
Впрочем, совсем уж без возможности записать интервью мы не останемся: в наличии, сразу же уточняет менеджер, есть диктофоны другой марки, тоже неплохой, — «Сони». Только их немного, пара штук на салон. Но, по словам менеджера, дефицит записывающих устройств связан с кризисом опосредованно. Дело в том, что диктофоны в последние годы пользовались куда меньшим спросом, чем те же смартфоны, так что торговые сети и закупали их в меньших объемах. Вот и не создали запаса.
Похожая ситуация — со стиральными машинами. Но, в отличие от диктофонов, эта бытовая техника требуется каждой семье. Тому, кто хочет купить определенную модель, нужно быть готовым поехать за ней в магазин в каком-нибудь отдаленном районе столицы или же заказывать доставку с предоплатой на свой страх и риск. Причем речь не об уникальных или редких моделях, просто — о конкретных.
В выигрышном положении находятся те, кто осознал, что в скором времени можно остаться вообще без стиралки или компьютера. Такие клиенты не привередничают и готовы купить товар из имеющегося в наличии в торговом зале.
— Вот смотрите: сейчас у нас здесь есть 17 моделей ноутбуков. Большинство — витринные образцы, то есть они единственные в наличии. Где-то на складе есть 2–3 запасных. Если человек приходит с абстрактным запросом «хочу ноутбук», он что-то купит, конечно. Сложнее, если есть более четкие пожелания: диагональ, вес, объем памяти, цена, в конце концов! Тогда будем смотреть, в каких магазинах сети есть то, что нужно. Можно либо заказать с доставкой, либо ехать в другой район, — рассказывает Василий, продавец одного из сетевых салонов электроники.
Вопреки ожиданиям, доступными остаются не только самые дорогие модели: нет, на прилавке стоят ноуты как за 50 тысяч, так и за 170 тысяч рублей. Самое время грустно усмехнуться: ведь тот «Эйсер», который сегодня продают за полсотни, еще на новогодних каникулах стоил 35 тысяч. Ну а пижонский «Асус» весом чуть меньше килограмма, мечта бизнес-леди, стоит уже 120 тысяч — вместо былых 89...
Специалисты по макроэкономике оценивают проблему в еще более темном свете, чем продавцы «на земле».
— Рост цен на электротовары и другие бытовые приборы достиг 32,5% с начала года. До февраля эта продукция дорожала в среднем на 8% в год, — говорит директор по стратегии инвестиционного холдинга «Финам» Ярослав Кабаков.
— Сможет ли отечественная продукция заместить импортную и в какие сроки?
— Рассуждать в долгосрочной перспективе об импортозамещении бытовой электроники вполне можно, — отвечает эксперт, — однако на протяжении всего текущего года сделать это будет проблематично.
По словам аналитика, разрабатываемая Минпромторгом концепция национального проекта в области радиоэлектроники предполагает работы 22 профильных групп. Реализация инициативы оценивается в 3,19 триллиона рублей. Но наладить серийный выпуск 28-нанометровых процессоров, который был освоен мировыми лидерами отрасли еще в 2010 году, Россия сможет в лучшем случае только к 2030 году.
— Таким образом, если не будут налажены поставки электроники из стран Юго-Восточной Азии, нас ждет дефицит и дальнейший рост цен, — заключает Ярослав Кабаков.