Рост цен на большинство товаров замедлился в первую неделю апреля. Помидоры подешевели на 5,3%, огурцы – на 5%, а кабачки и баклажаны – практически в полтора раза. Обычно в это время года наблюдается обратная картина: свой урожай закончился, в магазинах остается дорогой импорт. Цены на бананы снизились за неделю на 4,8%. А сахар, еще недавно входивший в топы ажиотажного спроса, почти перестал дорожать: рост составил 0,9% против 5,8% неделей ранее. По словам зампреда правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрия Леонова, причин тут две: во-первых, в марте потребители успели сделать значительные запасы, во-вторых, укрепившийся рубль серьезно «уронил» себестоимость сахара-сырца и оптовых цен.
«Дальнейшая динамика цен будет определяться курсом российской валюты, балансом спроса и предложения, а также скоростью поступления в оборот отечественной продукции нового урожая, – говорит Леонов. – Сейчас понижательный тренд в оптовом сегменте продолжается. Например, средняя стоимость белокочанной капусты находится на уровне 50 рублей за килограмм, что на 9% ниже показателя неделей ранее».
Кроме того, существенное снижение цен отмечается в электронике и товарах повседневного спроса. Ноутбуки подешевели в среднем на 22%, средства для стирки и личной гигиены – на 15%.
«После панических закупок, которые граждане совершали в марте на фоне санкций и опасений дефицита, все сейчас вернулось в норму, – рассуждает частный инвестор Федор Сидоров. – Соответственно, и цены снизились (на бытовую технику и электронику особенно), поскольку нет ажиотажа. При этом существуют складские остатки, ритейл оперативно формирует повышенные запасы необходимых товаров и ищет альтернативных поставщиков взамен европейских».
Во многих случаях получать огурцы и помидоры не из Турции, а из Узбекистана и других стран оказывается дешевле. Новые импортеры охотно предоставляют скидки, так как рады занять нишу на российском рынке. Кроме того, напоминает Сидоров, федеральные ритейлеры еще в марте самостоятельно зафиксировали наценку на базовые товары на уровне 5% – теперь такое решение отражается в динамике инфляции. Впрочем, прогнозы неутешительны: в долгосрочной перспективе цены будут расти. Зависимость российских производителей от импортных сырья, комплектующих и материалов крайне высока: мы закупаем за рубежом инкубационное яйцо домашней птицы, ветеринарные препараты, различные кормовые добавки и прочее – все это скажется на ценах на продукты питания. Иностранная техника требует запчастей, а за них также надо расплачиваться валютой. Даже в производстве хлеба наши предприятия зависят от импортного оборудования на 90%, и эти производственные линии в основном из Европы.
«В отношении цен на продовольствие я бы отметил два фактора, – говорит специалист департамента стратегических исследований Total Research Николай Вавилов. – Во-первых, постепенно уходит эффект низкой базы прошлого года: инфляция в 2021-м как раз начала разгоняться в апреле–мае. То есть, прошлогодние цены на импортные фрукты и овощи – это в целом нормально. Во-вторых, даже сейчас все несколько проще с логистикой из-за отмены многих пандемийных ограничений, причем как в России (где ограничений фактически вообще нет), так и в мире. Восстанавливаются старые цепочки, даже с поправкой на санкции. Кроме того, сейчас цены регулируются правительством чуть ли не в ручном режиме, так что политическая воля тоже влияет на них».
Что касается снижения стоимости электроники, это связано с постепенно наступающей определенностью относительно дальнейшего развития рынка в стране. Сравнение с ситуацией середины–конца февраля уже неуместно: в первой половине марта ряд товарных групп из этого сегмента подорожал более чем на 50%, но когда рубль укрепился, откат оказался столь же резким. А про товары ежедневного спроса можно сказать, что производители не стали полностью закрывать бизнес в России, приостановив инвестиции либо передав управление менеджменту. Дефицита можно не опасаться, полагает Вавилов.
«Очевидно, что несмотря на апрельский откат, мы получим рекордно высокую за последние 10-15 лет инфляцию, – говорит председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. – Вопрос лишь в параметрах: 20%, или же 40–50%. Но уже сейчас по наиболее чувствительным категориям – авиаперелетам, турпоездкам, лекарствам, бытовой технике и электронике – рост цен превысил 20%. В марте производители несколько перебрали с ценниками и сейчас отыгрывают это назад».