Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен дала пространное интервью, в котором сообщила, что, хотя внешне это не слишком заметно, санкции все больше углубляются в российскую экономику и разрушают ее изнутри: экспорт в РФ упал на 70%, сотни крупных компаний и высококлассных специалистов ушли из страны, ВВП по итогам года просядет на 11%. «Банкротство России - только вопрос времени», - утверждает она. Однако в Кремле, похоже, не склонны верить этим страшилкам и видят картину совести в ином свете.
Владимир Путин на совещании с чиновниками заявил, что санкции (а ЕС уже утвердил пять пакетов, и готовит шестой, предусматривающий дополнительные ограничения для банковского сектора и энергетики) не достигают своей цели. «Россия выдержала беспрецедентное давление», - подчеркнул президент. По его словам, недруги хотели спровоцировать коллапс банковской системы, вызвать панику на рынках и масштабный дефицит товаров в магазинах, а также подорвать финансово-экономическую стабильность РФ. Но этот экономический блицкриг провалился по всем направлениям.
Что касается банковской системы, то курс рубля, отметил Путин, вернулся к отметкам первой половины февраля и определяется «объективно сильным платёжным балансом». В банки возвращается наличная иностранная валюта и деньги вкладчиков. На потребительском рынке идёт восстановление товарных запасов, а розничный спрос после ажиотажа вернулся в норму. «Эффективные решения бизнеса позволили обеспечить наличие необходимой продукции в магазинах», - заявил ВВП.
О ритмичной работе промышленности, по его словам, свидетельствует такой индикатор, как выработка электроэнергии. Текущая ситуация здесь тоже устойчивая. На достаточно низком уровне находится и количество официально зарегистрированных безработных.
Из макроэкономических показателей Путина больше всего беспокоит инфляция - за полтора месяца цены выросли на 9,4%, в годовом выражении - на 17,5%. Это «очень высокие значения». «В связи с этим напомню об уже принятом решении проиндексировать все социальные выплаты, пенсии и зарплаты занятых в бюджетной сфере», - заявил президент. Он не озвучил параметры и сроки повышения, но уточнил, что это задача правительства. Остальным гражданам рост реальных доходов, по словам ВВП, должно обеспечить «усиление экономической динамики».
Ситуацию в западных странах президент, между тем, обрисовал совсем другими красками: там растут инфляция и безработица, в США и странах Европы ухудшается экономическая динамика, у европейцев падает жизненный уровень, идёт процесс девальвации сбережений. «Санкции не прошли даром для самих инициаторов», - резюмировал он.
Путин высказался за более масштабную поддержку российской экономики со стороны бюджета и ЦБ. Регулятор должен обеспечить бОльшую доступность кредитных ресурсов для бизнеса, те снижать ключевую ставку. А Минфин - «активно насыщать экономику финансовыми ресурсами».
«Сколько у нас сейчас профицит? 1,1 трлн руб, по-моему, и в регионах совокупно тоже где-то около триллиона», - указал Путин на возможные источники поддержки. Он также попросил правительство поскорее переходить на расчёты в национальных валютах с «надежными деловыми партнёрами»: в новых условиях в этом направлении надо «продвигаться более быстрыми темпами».
Ответные доклады участников совещания Кремль делать публичными не стал. Однако члены кабмина ранее признавали проблемы и в отечественной экономике, в частности, снижение импорта и объёмов производства в разных отраслях, а также высокие риски закрытия ряда предприятий и роста безработицы.
Глава ЦБ за час до совещания у Путина заявила, что экономика сейчас живет на запасах, но этот период конечен: «В ближайшей перспективе санкции начнут все больше сказываться на реальных секторах экономики». Не употребляя слова «трудности» и тем более «коллапс», Эльвира Набиуллина спрогнозировала во втором-третьем квартале 2022 года «активный период структурной трансформации» российской экономики.
Читайте материал «Разъяснились слова Набиуллиной о проблемах: ощутим ухудшение после майских праздников»