Евросоюз прекратил пропуск автотранспорта, зарегистрированного в России и Белоруссии. Об этом 9 апреля проинформировала пресс-служба Федеральной таможенной службы России. С 16 апреля фурам запрещено находиться на территории ЕС. Запрет не распространяется на грузовики, которые возят непосредственно продовольствие. Продовольствие - да, а вот с ингредиентами и сырьем фуры не пропустят.
Грузовики из России и Белоруссии застряли в длинных очередях на границе, пытаясь покинуть Польшу. Наши производители продовольствия, в свою очередь, предупреждают о последствиях, если российские власти решат ввести зеркальные ограничения. Руководители ряда отраслевых ассоциаций, объединяющих производителей продуктов питания, просят правительство не принимать столь жесткое решение, иначе пищевая отрасль окончательно останется без импортных ингредиентов, - даже тех, которые не попали под запрет.
Вот выдержка из их письма Мишустину (есть в распоряжении «МК»): «На текущий момент наблюдается ситуация полного запрета на въезд большегрузного транспорта с российскими номерами на территорию Европейского союза. При этом европейские транспортные компании воздерживаются от доставки грузов в РФ так как, в ожидании ответных мер со стороны Российской Федерации, видят определенные риски, вплоть до конфискации транспорта европейских перевозчиков на территории РФ».
Производители обратились с просьбой не применять «зеркальные» меры к европейским перевозчикам и обеспечить беспрепятственный провоз продукции, сырья, материалов и комплектующих для пищевой промышленности.
«На данный момент производители продуктов и так испытывают большие сложности с транспортировкой сырья, ингредиентов и необходимого оборудования: нарушена логистика поставок, машины из России и РБ разворачивают, суда в порты не пускают, по фурам из Европы текущий рост цен в евро составляет от 50 до 100% к прошлому году, — отмечает зампред правления ассоциации Руспродсоюз Дмитрий Леонов. — Однако в случае изменения существующей логистической инфраструктуры ситуация только усугубиться».
Между тем из Европы поставляется большое количество незаменимых ингредиентов для пищевой промышленности. В частности, для выпуска напитков — концентрат соков, составляющие для безалкогольных напитков, хмель, солод, дрожжи для пива. Из Дании, Австрии идут красители, в том числе для детского питания. Германия, Франция поставляют добавки — стабилизаторы, регуляторы кислотности. Великобритания, Ирландия — экспортёры пищевых волокон, крахмалов, Швейцария — бета-каротина, провитаминов…
«На большинстве упаковок в продовольственном супермаркете мы можем увидеть названия этих импортных ингредиентов в составе продуктов, даже производящихся в России. Это может стать «узким местом» в производстве. Вроде бы незначительные товары, но без них затруднительно производить конечную продукцию. А она получает дополнительное значение сейчас в связи с сокращением ассортимента и объёма импорта, уходом многих иностранных компаний из России», — говорит главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман.
Если зеркальные меры будут приняты, проблемы могут возникнуть не только у производителей продуктов питания, но и в автомобильной, химической, многих других промышленностях и сервисах оборудования, считает президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль. По его словам, обойти ограничения крайне сложно.
«Альтернативные пути доставки с использованием третьих стран есть. Однако, по имеющейся информации, США разрабатывают пакет санкций, которые затронут те государства и компании, которые будут давать России возможность обойти запрет», — отмечает он.
По мнению эксперта, существует три варианта решения вопроса. Первый, это зеркальные ограничения: запрет на въезд на территорию страны автомобилей с регистрацией в странах ЕС, что означает фактически железный занавес с точки зрения товарооборота. Второй вариант - ничего не делать. Но около 11 тыс. водителей работали на направлениях стран ЕС. Многие из них — квалифицированных специалистов — останутся без работы. Третий — «китайский» вариант: разрешить въезд машин с европейской регистрацией на территорию РФ на глубину до 25 км или до первого таможенно-логистического терминала. Дальше — перегруз или перецеп на российского международного перевозчика.
«Это позволит немного сбить цены и даст российским транспортным предприятиям возможность не умереть. Российский, внутренний рынок перевозок уже начинает падать, что говорит о начале серьезных проблемах в экономике. Ожидается, что решение по ответным мерам будет принято не раньше среды, 20 апреля», — сообщил Коваль.