Обсуждаемые сейчас в ЕС санкции против российской нефти спровоцируют серьезнейшие нарушения мировых поставок «черного золота» за всю историю рынка, а утраченные объемы, по крайней мере в ближайшие несколько лет, восполнить будет невозможно. Об этом заявил Баркиндо на встрече с представителями Евросоюза, добавив, что потери от бойкота российских углеводородов, который собираются установить страны ЕС, окажутся «существенно выше объемов, которые может заместить ОПЕК».
Будущие отношения в нефтяной отрасли поставщики и покупатели «черного золота» решили обсудить сразу после совещания европейских дипломатов, посвященного введению запрета на поставки российского сырья в Европу. В начале апреля об отказе от углеводородов из нашей страны заявил Вашингтон, призвав к аналогичному решению страны Старого Света. Однако ЕС пока далек от консенсуса по этому вопросу, так как для утверждения нефтяного моратория в отношении Москвы, европейцам сначала необходимо подобрать альтернативных поставщиков горючего.
По словам руководителя аналитического департамента AMarkets Артема Деева, Европа в нынешней ситуации попала в крайне неудобное положение и заменить российское топливо странам континента будет непросто. Навстречу Брюсселю могут пойти Саудовская Аравия и ОАЭ, однако лидеры ОПЕК напрямую говорят, что не обладают возможностью заметно нарастить поставки. С политической точки зрения, странам ЕС имеет смысл попытаться разменять энергетическое партнерство с Россией на более тесные экономические контакты с Вашингтоном, однако такая рокировка будет выгодна лишь заокеанскому бизнесу.
«В энергетическом балансе США поставки нефти из России занимают довольно скромное место — всего несколько процентов. Поэтому Вашингтону не сложно отказаться от углеводородов из нашей страны, — рассуждает кандидат экономических наук Михаил Беляев. — Правда, объявляя санкции, американцы оставили для себя небольшую лазейку: их эмбарго распространяется на сырую нефть, но не отдельные нефтепродукуты, которые США используют для своей химической промышленности. Европа же в ином положении. Наша страна обеспечивает четвертую часть нефтяного импорта государств Старого Света. В прошлом году, к примеру, только Германия закупила в нашей стране почти 28 млн тонн «черного золота», что составило около трети зарубежных закупок этой страны».
По данным израильской консалтинговой компании Winward, только за последнюю неделю марта в территориальных водах нашей страны был отмечен существенный рост «теневой активности» российских и иностранных нефтяных танкеров, которые следовали борт к борту в течение длительного времени, что наводило на мысль о перекачке нефти с судна на судно. Причем, часть кораблей шла под флагами США, Германии и Великобритании — именно тех держав, которые ввели жесткие санкции против России. «Риск попасть под судебное преследование за контрабанду кажется европейским перекупщикам нефти значительно менее болезненным, нежели имиджевые потери из-за уличения в открытой торговле с Россией, — считает эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков. — Многие их них смогут сослаться на оптимизацию транспортных затрат, оставив «за бортом» политические ходы лидеров своих государств».
Официальная резолюция об отказе ЕС от российского «черного золота» требует единогласного одобрения участников организации — то есть, такой документ должны подписать все 27 входящих в союз государств. Нынешняя редакция шестого пакета санкций вызывает ожесточенные споры среди дипломатов Старого Света, поэтому ряд тезисов этого документа могут оказаться сильно скорректированными — в сторону смягчения позиций, в том числе по нефтяному эмбарго. «Баркиндо ясно дал понять, что европейцам не стоит рассчитывать на сверхнормативные поставки из стран ОПЕК, поскольку представители картеля не в состоянии оперативно нарастить добычу и полностью компенсировать выпадающую из мирового энергобаланса российскую долю «черного золота», — полагает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Поэтому Брюсселю придется призвать разные государства ЕС к поиску компромисса».
Возможно несколько вариантов более мягких нефтяных санкций взамен полного эмбарго: ЕС может установить дополнительное налогообложение экспорта углеводородов из нашей страны, ограничить транспортировку топлива трубопроводной системой, сведя до минимума морские поставки российского сырья, или организовать закупку энергоресурсов через специальных эскроу-счета, на которые будет поступать экспортная выручка российских добывающих компаний, но использовать эти деньги можно лишь на приобретение европейских товаров. «Даже самые спорные сценарии в настоящее время окажутся выгодны жителям континента, которым важнее получить гарантии стабильных поставок топлива, чем «наказать» Москву, - говорит Пикин. По его словам, в надежности поставок из нашей страны Брюссель не сомневается — десятилетиями Москва даже в ущерб себе старается сохранять кредо самого стабильного экспортера углеводородов в Европу. «Вместе с тем, согласуя хотя бы рамочные условия будущих торгово-энергетических отношений с Москвой, европейцы выигрывают время, чтобы наладить новую систему нефтегазового обеспечения, в которой России будет отводиться все меньшая роль», - полагает эксперт.