На этот раз несколько дней назад масла в огонь, как говорится, подлил вице-спикер Госдумы от фракции «Новые люди» Владислав Даванков. «Уже весна, скоро предстоит сезон посадок», цены на продукты неудержимо растут, и гражданам неплохо бы поработать на участках, чтобы обеспечить себя овощами и фруктами, да и с родными не плохо вместе время провести… Но на бумаге он никак свою идею не оформил, и юридическое её решение не предложил. Посмотрим, возможно ли это вообще, особенно если учесть, что до 1 мая осталось всего 22 дня.
Вопросы труда и отдыха регулирует в России Трудовой кодекс, в котором есть понятие «выходные дни» и понятие «нерабочие праздничные дни». Перечень нерабочих праздничных дней приведен в статье 112 ТК: это новогодние каникулы с 1 января до Рождества, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая, 12 июня и 4 ноября. Там же прописано т.н. «правило переноса»: если праздничный день совпадает с выходным, то есть выпадает на субботу или воскресенье, гуляем на один день дольше. И ещё оговорено, что правительство вправе своим решением перенести максимум два дня с образовавшихся в результате действия этого правила нерабочих дней с новогодних каникул на другие дни в том же году, но объявить об этом следует заранее, не позднее чем за месяц до начала года.
Такого рода переносы утверждаются постановлением о календаре выходных и праздничных дней. На 2022 год он был официально опубликован в сентябре 2021 года, изменений в этот документ с тех пор не вносилось. Один дополнительный нерабочий день с новогодних каникул в календаре переехал на вторник, 3 мая, а второй - на вторник, 10 мая. В результате Россия будет гулять с 1 мая (воскресенье) по 3 мая, и с 7 мая (суббота) по 10 мая. Рабочими между двумя длинными праздниками остаются лишь 4, 5 и 6 мая.
Есть, правда, у правительства ещё одна возможность: «в целях рационального использования выходных и нерабочих праздничных дней» Трудовой кодекс позволяет делать какую-то субботу (или субботы) рабочей (рабочими), а понедельник (понедельники) - выходным (выходными), то есть двигать уже не праздничные, а выходные дни туда-сюда. Но если решение о таком переносе принимается в течение года, о нём следует предупреждать не позднее чем за два месяца до даты устанавливаемого выходного дня! В календаре 2022 года правительство этим своим правом, кстати, воспользовалось: суббота 5 марта была перенесена на понедельник, 7 марта, и мы отдыхали с 6 марта по 8 марта, три дня. А 5 марта - работали.
Значит, правительство гипотетически могло бы решить проблему длинных майских праздников, но с такой инициативой не выходило и никаких попыток оформить её в соответствии с Трудовым кодексом не делало, а сейчас уже поздно?
Но в начале марта был принят один из т.н. «антикризисных», антисанкционных законов, который дал правительству право до конца 2022 года в обход норм Трудового кодекса «устанавливать особенности правого регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» - правда, «с учётом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». В эту комиссию входят представители правительства, крупнейших российских профсоюзов и объединений работодателей. Означает ли это чрезвычайное полномочие, аналогичное тому, что действовало во время пандемии в 2020 году, что правительства без соблюдения обычных сроков и правил своим постановлением всё же может объявить лишние три дня в мае выходными? Если захочет, конечно?
Зампредседателя ФНПР Александр Шершуков в разговоре с «МК» сказал, что «по его субъективному мнению», вопрос о дополнительных выходных относится «к графику работы предприятий, соотношению рабочего времени и времени отдыха», и может подпадать под временную норму закона. Но «ключевой здесь является процедура обсуждения в Российской трехсторонней комиссии, вот и всё», - подчеркнул он. На данный момент проект постановления на эту тему правительство в комиссию не представляло, и вопрос о возможности принятия такого решения обсудить не предлагало. «Регулярно у нас каждый год возникает вопрос то о сокращении январских праздников, то о продлении майских праздников, но если эта идея не оформлена как проект закона или постановления правительства - значит, это общий трёп и пиар обычный»,- считает г-н Шершуков.
А ещё объявить какие-то дни дополнительными выходными может и каждый отдельный работодатель для своего коллектива - достаточно приказа. И региональным властям Трудовой кодекс разрешает вводить на территории субъекта РФ дополнительные нерабочие праздничные дни… Но это всё, как мы понимаем, локальные решения.
Впрочем, годы пандемии показали нам, что решения всероссийского масштаба можно ждать не от правительства, а от президента, которому у нас, как известно, позволено почти всё. И никакого обсуждения в Трехсторонней комиссии, выяснения мнений профсоюзов и работодателей тут не потребуется.
Два последних года именно указами президента майские праздники делались «длинными», но оба раза - со ссылкой на сложную эпидемиологическую ситуацию в стране. В 2021 году, например, о четырех дополнительных выходных объявили буквально за неделю до 1 мая, и эти выходные называли «нерабочими днями с сохранением заработной платы», хотя такого понятия в Трудовом кодексе нет вообще. Оплату указных нерабочих дней президент Путин возложил на работодателей, и государство в том числе (оно является работодателем для армии чиновников разных уровней). В итоге большинство госслужащих и правда отдыхало, а большинство работников частных предприятий - работало.
Может нечто подобное случиться сейчас, хотя всплеска эпидемии вроде бы не ожидается? Категорически сказать «нет, не может», особенно применительно к решениям г-на Путина, было бы опрометчиво.
Но насколько в нынешней, мягко говоря, сложной ситуации вводить длинные майские праздники целесообразно? Профессор Финансового университета при правительство РФ Александр Сафонов сказал «МК», что «с экономической точки зрения данное предложение принесет дополнительные проблемы», и если уж и вводить нечто подобное, то необходимо все серьезно просчитать и планировать как минимум за год. «Увеличенные выходные лягут дополнительным бременем на предприятия, которые не могут остановить производство - работа в красные дни календаря оплачивается на 20% больше, а это значит, что работодатель должен найти эти деньги. Единственный способ - переложить дополнительные расходы на плечи потребителей, что будет поддерживать высокую инфляцию. Для малых предприятий это тоже большие проблемы и они, скорее всего, будут нарушать закон, продолжая работать и платить как в обычные дни. Сейчас, когда и без того проблема с традиционным сбытом, а спрос падает, такие инициативы вредны»,- объяснил экономист. А что касается грядок - по его словам, «в некоторых регионах в это время ещё снег лежит, и не у всех есть личные делянки».
Между прочим, часть россиян уже и так отдыхает, и при желании сможет заниматься и грядками, и чем угодно - но не по своей воле. Уже в марте около 100 тысяч работников находилось в простое, потому что иностранные компании приостановили работу в России, платят работникам две трети оклада, а то и среднюю зарплату, но что будет дальше - большой вопрос. Ещё 14 тысяч россиян, говорил неделю назад министр труда Антон Котяков, отправлены в неоплачиваемые отпуска, а порядка 50 тысяч уведомлены об увольнении. Оснований ожидать, что число временно не работающих в ближайшие недели сократится, на данный момент нет. Скорее, наоборот - к июлю в правительстве ожидают роста безработицы, сообщил накануне в Госдуме премьер-министр Михаил Мишустин.