Отказ от российского угля приведет миллиардным убыткам ЕC

Покупателей во всем мире ждет непростой логистический квест

Пятый пакет санкций, который Европа собирается ввести против Москвы, предполагает ограничения в отношении российской угольной промышленности, закрывающей потребности многих государств ЕС. Отечественным производителям вполне по силам переключить свои поставки в направлении Азии. Для экономики европейцев новая система логистики может оказаться убийственной — платить за доставку угля придется в несколько раз дороже, а качество топлива может резко ухудшиться.

Покупателей во всем мире ждет непростой логистический квест

Ограничительные меры в отношении угля Европа собирается ввести необычным образом. Речь идет не об объемах, а о стоимости поставок энергоресурсов. Как заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, запрет коснется экспорта на сумму 4 млрд евро. По сути, такое условие можно считать полным эмбарго на продажу нашего угля в страны континента, так как в 2021 году сумма всех поставок в Европу с запасом укладывалась в этот лимит.

Зависимость каждой из европейских стран от российского угля - различная. Половина участников ЕС импортируют сравнительно скромные объемы топлива, правда, при этом, наши производители являются единственными поставщиками на местные рынки. Доля закупок других покупателей, в частности, Германии, Польши, Нидерландов, Италии и Франции, составляет от 30% до 60%. Эти государства обладают возможностью диверсифицировать поставки и в разы сократить поступление горючего из России.

Согласно статистике, в прошлом году Евросоюз приобрел в нашей стране более 48 млн тонн энергетического и коксующегося угля на $3,7 млрд. Суммарный экспорт в европейские государства, который оценивается в 225 млн тонн, оказался почти в пять раз меньше всех зарубежных поставок России. Правда, в ноябре и декабре ЕС скупала российский уголь в повышенных объемах — по 5 млн тонн.

В страны Азиатско-Тихоокеанского региона в прошлом году Россия поставила почти половину общего экспорта — без малого 130 млн тонн, из которых примерно 53 млн закупили китайские потребители. Другими словами, Поднебесная освоила больше российского угля, нежели вся Европа.

Новые потенциальные покупатели уже обозначены — Пакистан и Иран, а также Индия, уже договорившаяся с Москвой в ноябре прошлого года о дополнительном обеспечении коксующимся топливом своих металлургических предприятий.

Оперативно заместить импорт из нашей страны европейцам будет достаточно сложно. При этом их основные надежды будут обращены на американские, южноафриканские и австралийские компании. «Европейцам придется оформлять новые соглашения с альтернативными поставщиками, к примеру, из Австралии или Индонезии. Транспортное плечо окажется чудовищным, — рассуждает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Немецким клиентам российский уголь поступает по железной дороге — всего лишь пару тысяч километров. А при доставке из регионов Океании топливо должно будет пересечь полмира. Даже навскидку затраты европейских потребителей на приобретение тех же объемов углеводородов, взамен российских, возрастут с 4 млрд до 10-15 млрд евро».

Фактически, произойдет заметный логистический парадокс: часть объемов из Южной Африки, Австралии и США, которые до последнего момента поставлялись на азиатский рынок, будут предоставлены Европе, тогда как российские уголь, маршруты экспорта которого в страны Старого Света прокладывались десятилетиями, уйдет покупателям АТР. «Обновленная схема приведет к увеличению стоимости взаимных контрактов и росту цен как для европейских потребителей, так и покупателей остальных регионов планеты», — предупреждает эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.

В связи с этим положение мировой угольной сферы продолжает оставаться крайне неустойчивым. Котировки тонны, как и стоимость остальных углеводородов, в последнее время выросли чуть ли не втрое. Если Брюссель будет настаивать на финансовых ограничениях, не задевающих объема поставок, то при возросших ценах запрет коснется лишь трети экспорта российского угля — наши поставки сократятся до 30-35 млн тонн. Однако стоимость этих поставок может превысить обозначенные Брюсселем рамки в 4 млрд евро.

Сюжет:

Новости СВО

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру