Die Welt: «Германия – почти единственная, кто говорит «нет» прекращению поставок энергоресурсов из России. Тем самым Федеративная Республика в первую очередь настраивает против себя страны Восточной Европы.
В Берлине до сих пор не может быть и речи об энергетическом эмбарго. «Ввиду нашей нынешней зависимости прекращение закупок российского газа было бы харакири», — говорят в правительственных кругах.
В лучшем случае происходит переосмысление импорта нефти... Но маловероятно, что прекращение поставок российской нефти уже может быть частью грядущего пакета санкций.
При таком отношении Германия еще больше изолирует себя в западном лагере, аналогичный курс проводят только Венгрия и Австрия. «Политический капитал Федеративной Республики в государствах Центральной и Восточной Европы сгорает с невероятной скоростью», — говорит инсайдер из ЕС.
Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий, например, заявил в понедельник, что Германия служит главным препятствием для ужесточения мер против России. Даже Италия, которая, как и Германия, сильно зависит от поставок газа, тем временем сделала разворот. «Мы не будем накладывать вето на санкции против российского газа», — заявил итальянский министр иностранных дел Луиджи Ди Майо.
«Немедленное прекращение поставок российского газа будет иметь серьезные последствия», — прогнозирует сопредседатель СДПГ Саския Эскен. — Мы должны действовать с чувством меры». Не только частные домохозяйства, но и экономика Германии также нуждается в больших объемах газа, особенно химическая промышленность...
По словам председателя Горно-химического и энергетического промышленного союза Михаила Вассилиадиса, без российского газа, который невозможно заменить в краткосрочной перспективе, сотни тысяч рабочих мест находятся под угрозой.
«Мы, несомненно, больше зависим от поставок энергоносителей из России, чем, например, Франция. Но мы также несем особенно большую ответственность перед Украиной», — говорит экономист Кильского института мировой экономики Хендрик Мальков.
Frankfurter Allgemeine Zeitung: «Сейчас в Европе бушует жаркий спор о скором введении энергетического эмбарго против России. Независимо от точной даты исключения России из системы поставок, его реализация кажется определенной. Это будет иметь серьезные последствия для ЕС: даже при существующем сценарии энергетического перехода союз государств с небольшим количеством сырья должен будет импортировать около половины необходимой энергии к 2050 году.
Кроме того, большая часть запланированных ископаемых видов топлива теперь должна быть заменена. В лучшем случае это приведет к расширению использования возобновляемых источников энергии беспрецедентными темпами. Однако это мало что изменит в случае неизбежных на испытывающих дефицит рынках скачков цен.
Особенно сильно реагировать на такие изменения должны компании из энергоемких секторов. Глава концерна BASF Мартин Брудермюллер уже предупредил о разрушении экономики Германии в случае газового эмбарго. Крупнейшая в мире химическая компания, вероятно, будет в лучшем положении, отреагировав на рост цен путем перемещения части своего бизнеса, например, в США, где энергия в долгосрочной перспективе останется более дешевой... Сложнее придется для компаниям среднего размера, у которых нет возможности передислоцироваться. Их существование окажется под угрозой».
Fox News: «Мы должны стать независимыми от российской нефти, угля и газа. Мы просто не можем полагаться на поставщика, который явно угрожает нам. Нам нужно действовать сейчас, чтобы смягчить влияние роста цен на энергоносители, диверсифицировать наши поставки газа к следующей зиме и ускорить чистую энергетический переход», — заявила в этом месяце президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен.
Нидерланды, Франция, Польша, Бельгия, Великобритания, Германия и Италия наращивают свои энергетические секторы, в том числе за счет расширения возможностей использования ветровой, солнечной и ядерной энергии.
Потребляющая больше всего газа в Европе Германия работает над ускорением своих проектов в области ветряной и солнечной энергетики. На этой неделе официальные лица заявили, что намерены прекратить использование российской нефти и угля в этом году, а природного газа – к середине 2024 года.
Тем временем в Италии строится первая в Средиземноморском регионе ветряная электростанция на море, а в Риме чиновники работают над прекращением импорта российского газа к 2025 году. о плане радикального расширения своих ветряных электростанций, а также своих ядерных мощностей.
По словам экспертов, контроль России над энергетическим сектором Европы в последние годы усилился, поскольку европейские страны избегали гидроразрыва пласта в своих странах, в основном в ответ на требования активистов по борьбе с изменением климата.
«Пятнадцать лет назад Европа добывала больше природного газа, чем Россия, — заявил ранее в этом месяце Fox News автор книги «Апокалипсис никогда» Майкл Шелленбергер. – Сегодня Россия экспортирует в Европу в три раза больше природного газа, чем производит Европа».
На прошлой неделе Польша объявила, что к концу года сократит импорт российских нефти и угля, а премьер-министр Матеуш Моравецкий назвал этот шаг «самым радикальным планом в Европе». Заявление Польши прозвучало на фоне отказа Евросоюза вводить санкции в отношении энергетики, поскольку он сильно зависит от Москвы в плане топлива, необходимого для всего – от автомобилей до отопления домов.
«Мы не воюем сами с собой, — заявил премьер-министр Бельгии Александр де Кроо на недавнем саммите ЕС в Брюсселе. – Санкции всегда должны гораздо больше воздействовать на российскую сторону, нежели на нашу».
The New York Times: «В течение многих лет Европа импортировала огромные объемы газа из России для отопления домов и электроэнергетики, но теперь эта практика, которая зависит от трубопроводов стоимостью в миллиарды долларов, сталкивается с серьезными ограничениями.
Евросоюз желает покончить с тем, что сейчас считает нездоровой связью, к 2030 году. В течение года ЕС намеревается на две трети сократить зависимость от России, которая в прошлом году поставляла 40 процентов европейского газа.
Лидеры Европы хотят получить дополнительно 50 миллиардов кубометров сжиженного природного газа (СПГ) в течение следующего года, что составляет примерно половину российского газа, от которого она хочет отказаться. Это не все, что делает Европа. Чиновники могли бы получать больше газа по трубопроводам из Норвегии и Азербайджана. Они также предполагают сократить потребление газа за счет наращивания проектов по ветровой и солнечной энергетике и призывают граждан отказаться от термостатов. Но аналитики говорят, что Европе будет трудно быстро заменить такое количество газа. Это одна из причин, по которой Германия готовится к его нормированию.
Борьба в Европе повышает вероятность глобальной битвы за поставки СПГ на рынке, который, по мнению аналитиков, практически не провис. Азия, а не Европа, обычно является основным местом назначения поставок сжиженного природного газа. Китай, Япония и Южная Корея были его ведущими покупателями в прошлом году.
Дополнительные объемы газа, на которые ориентируется Европа, увеличат мировой спрос примерно на 10 процентов, что приведет к перетягиванию каната с другими странами за топливо. Эта перспектива может означать, что достигшие рекордного уровня в последние месяцы цены на газ останутся высокими, продлевая невзгоды потребителей и ограничивая промышленность».