Кассовая лента теперь обходится бизнесу дорого — по данным Минпромторга, в целом по стране на ее закупку тратится около 30 млрд рублей. Однако декларируемый отказ от кассовых чеков в ретейле вызывает определенный ажиотаж. Как рядовые россияне сегодня запасаются гречкой или сахаром, так крупные торговые сети впрок закупаются бумажными лентами.
В целях экономии Минпромторг предлагает выдавать бумажные чеки только по требованию покупателя или переводить их в электронный вариант. И просит налоговиков сохранить действующий с 17 марта мораторий на выдачу чеков и не привлекать ретейлеров к ответственности, если у тех нет возможности оказывать такую услугу.
Кассовые аппараты и бумажные чеки повсеместно, даже на рынках, стали вводиться в конце 90-х годов прошлого века. Новшество прививалось с трудом: бабка, торгующая картошкой, в идеале тоже должна была иметь и кассовый аппарат, и бобину бумаги.
Сегодня кассовые аппараты позволяют налоговикам вести полный учет проданного товара. До недавнего времени в некоторых торговых сетях даже не выдавалась авоська с продуктами, пока покупатель не возьмет выползающую из кассы бумажную ленту. Которую подавляющее большинство посетителей сразу сбрасывало в мусорную корзину. И было жалко леса, который вырубается тысячами гектаров, чтобы из него получить ленту. Кстати, на изготовление тонны офисной бумаги требуется около 3,5 кубометра древесины.
Теперь, похоже, мы уйдем от этой практики.
Однако о народе кто-нибудь подумал? Не нарушатся ли права потребителей? Ведь чек – это еще документ, подтверждающий, что товар куплен в конкретном месте и по предъявлении этого документа недоброкачественный товар можно вернуть продавцу и получить обратно свои деньги.
- Права потребителя нельзя нарушить, они закреплены законом, - говорит Петр Шелищ, председатель Союза потребителей России, - А вот защищать права с отменой кассовых чеков нам с вами станет сложнее. В Законе «О защите прав потребителей» в ст.18, п.5 прямо сказано, что отсутствие кассового чека не является основанием для отказа в претензии покупателя. Однако если продавец считает, что это не он продал некачественный товар, то доказывать свою правоту покупателю придется уже через суд. Такие возможности у нас есть, но понятно, что тяжба может затянуться на несколько месяцев.
Пострадавшему потребителю придется искать свидетелей, которые были рядом с ним, когда он приобретал товар. Или, допустим, искать грузовую машину, на которой отвозил покупку из магазина к себе домой…
- Значит, вы против отмены бумажной ленты?
- Когда я ознакомился с содержанием письма Минпромторга в ФНС, удивился высокой стоимость чека – около 50 копеек. А по стране набегает порядка 30 млрд рублей. Это очень много. В конечном счете эти расходы оплачивает покупатель, ведь стоимость бумаги закладывается в стоимость товара, что сокращает покупательную способность гражданина.
Хотя в чеках, которые нам выбивают кассовые аппараты, в основном содержится информация для фискальных служб. Потребителю она совсем не нужна. Ему не важно: у кого, когда, что купил и по какой цене.
Мы будем предлагать пересмотреть закон с тем, чтобы в бумажном варианте для покупателя выдавался минимум информации: фамилия продавца, дата, наименование товара и его стоимость.
- Вы имеете в виду покупки каких-то дорогих товаров – электроники или мебели. А в продуктовых магазинах?
- Там все проще. Недоброкачественный, испорченный или просроченный товар покупатель возвращает в тот же день или на следующий. На упаковке, как правило, значится торговая марка. Как правило, торговые сети и без всякого чека вернут деньги за покупку или ее поменяют. Они живут от оборота, и им мелкие конфликты с отдельными покупателями не нужны.