Нынешний мой визит в Якутию - третий по счёту, но именно в этот раз я влюбилась в щедрую природу края, в гостеприимных хозяев, в легенды и традиции северного народа…
Расстояния в Якутии огромны, ее площадь можно сравнить с площадью Франции, и чтобы добраться из Москвы до кочующих оленеводов, мне пришлось провести в воздухе 9 часов.
Шесть летела до Якутска, приземлившись, еле успела на самолётик местных авиалиний, и три часа летела до посёлка Оленёк в Арктику…
В аэропорту Оленёка меня экипировали в северный прикид - невероятно тёплые высокие сапоги - чулки из оленьего меха - «торбаса» и оленью же доху. Гостеприимные хозяева укутали меня по самый кончик носа, и в санях, запряженных «Бураном», я ещё час добирались до стойбища оленеводов…
Основное стадо в тысячу голов уже направилось к летним пастбищам, но одна из кочевых семей задержалась, чтобы поделиться рассказом о своём быте..
В почти миллионной Якутии испокон веков тесно переплетены культуры коренных малочисленных народов, в местах компактного проживания эвенков, эвенов, юкагиров, долганов и чукчей распространены их родные языки.
Но государственных языков в Якутии два: русский и якутский, говорят на обоих все, практически без исключения, в городах получше на русском, чем дальше к северу - тем лучше на родном национальном…
Поразило меня отношение местных жителей к своим корням, культуре, традициям, искусству, обрядам - их знание и бережное сохранение!
Якутский кинематограф и музыка в последние десятилетия, представлены очень сильными работами, музыканты и художники, основываясь на фольклорных традициях, создают уникальные работы.
Удивил меня сплав христианской религии и языческих обрядов, несмотря на то, что к концу XIX века почти 90% населения Якутии было уже обращено в христианство, до сих пор местные жители не забывают задабривать духов…
Перед тем, как отправиться в дорогу по замёрзшему руслу, мы покормили духов реки, разложив кружком, символизирующим солнце, по часовой стрелке разломанный на 9 частей оладушек - и были в своём порыве не одиноки: на выезде из города возле фигурок тотемных животных эти разложенные кружком оладушки, встречаются повсеместно - как гостинцы духам дороги, реки или охоты.
Кстати, вкуснейшими оладьями в Якутии повсеместно потчуют не только духов, но и дорогих гостей.
Отношения с духами, коих в верованиях северных народов великое множество, очень сложные. Их не только задабривают, их опасаются. В прежние времена, новорождённого младенца не только никому не показывали до месяца, ему до месяца даже имени не давали, а потом давали сразу два, чтобы обмануть злых духов, спасти малыша. И опасения эти не были напрасными, девочки выходили замуж лет в 14 и за рожали до 20 деток, но выживали в северных суровых условиях не все…
В женских нарядах и украшениях до сих пор используется обрамлённый лучами круг, символизирующий солнце. Самый известный из них - «бастына», выполненный из серебра или расшитый бисером и закреплённый на широкой ленте, носили незамужние девушки на лбу. Также и в якутском хороводе круговые движения по часовой стрелке символизируют солнечный круговорот.
В национальной одежде и украшениях якутов преобладают белый и голубой цвета - символы снега и неба, зелёный олицетворяет траву, а коричневый землю…
Каждый из 36 улусов (районов) имеет животное- символ, как прежде каждый род имел свой тотем…
В отличие от соседей, чьи чумы и яранги утепляются мехом, якуты зимой жили в балаганах, невысоких, вытянутых в длину четырёхугольных постройках из наклонных, почти вертикально закреплённых брёвен, с плоской земляной кровлей. Стены балагана, для утепления обмазывали глиной, смешанной с соломой и навозом. Балаган имел нечётное количество маленьких окон, в которые зимой вставляли прозрачный лёд, а летом — слюду. Но, как правило, летом семьи перебирались в берестяные шалаши - ураса, спасаясь от жары, присущей резко континентальному климату.
Что касается традиционной пищи, то она у якутов очень сытная и по большей части состоит из мясных блюд - оленины, конины и говядины.
В апреле нынешнего года исполняется 100 лет Якутской автономии, ныне Республике Саха (Якутия) Здесь три часовых пояса: разница с Москвой в 6, 7 и 8 часов.
В Советской Якутии, дети оленеводов получали школьное образование в интернатах. Надолго отлучаясь от семейного очага, они теряли связь с родовой общиной и ее традициями. Но с двухтысячных годов большую часть учебного времени, дети стали проводить, кочуя с родителями, осваивая школьную программу в кочевых школах под присмотром репетиторов.
В стационарных школах, занятия теперь проходят только в самые холодные зимние месяцы, летом же школьники официально получают зарплату за помощь родителям.
Оленеводством в Якутии традиционно занимаются эвены, эвенки, чукчи и юкагиры, они с младенчества сидят в седлах как влитые. Детишки в дальних регионах, где интернет отсутствует, развлекаются по большей части настольными играми и состязаниями на открытом воздухе. Пока я фотографировала оленей на стоянке эвенков, малышня стремительно возвела снежную крепость.
К моему большому сожалению, оленей мне довелось увидеть не в лучшей форме. В марте их изрядно облезшие рога опадают, а на их месте до того, как появятся новые, остаются ранки.
Меня чуть не довёл до слез уставший от пробежки олень - вывалив на сторону розовый язык, он шумно дышал раздувая мохнатые бока…
Что касается быта кочевников, то их жилища - это уже не прежние обшитые оленьим мехом чумы и яранги, а современные палатки, пусть и с неизменной печкой- буржуйкой и душистыми хвойными лапами на заснеженном земляном полу.