В случае полного прекращения поставок российского газа Европе придется заменить объемы в 155 млрд кубометров, сообщил Бретон. По его расчетам, 50 млрд кубометров можно заместить за счет импорта сжиженного природного газа (СПГ), еще 10 млрд могут обеспечить дополнительные трубопроводные поставки. Биотопливо и альтернативная энергетика способны дать еще 25 млрд. Наконец, банальное сокращение потребления должно сэкономить около 10 млрд кубометров.
Не нужно быть великим математиком, чтобы увидеть зияющую брешь в таких расчетах: не закрытыми остаются добрых 60 млрд кубометров. Понимая это, Бретон добавляет еще пару цифр. По его словам, на тот случай, если поставки из России остановятся надолго, будут приняты крайние меры: они предусматривают более активное использование угля, что дало бы экономию газа в 20 млрд кубометров, и АЭС (еще около 13 млрд). Впрочем, и с добавлением этих «крайних мер» итоговая цифра в 155 млрд все равно остается недостижимой: «подвисает» 27 млрд кубометров.
«Многие отрасли, использующие газ, например сталелитейные заводы, могли бы использовать мазут. Это сэкономило бы 10 миллиардов кубометров газа. Страны также должны приступить к совместным закупкам и хранению. Параллельно нужно задуматься о том, как отвязать стоимость электричества от газа, потому что сегодня мы наблюдаем абсурд», — добавил Бретон. Абсурд, скорее, видится в позиции высокопоставленного еврочиновника, который разве что дровами не призывает отапливать старушку-Европу, лишь бы сделать плохо Кремлю. Однако плохо придется прежде всего населению Старого Света, привыкшего к высоким стандартам жизни.
К тому же российские эксперты сильно сомневаются в тех «круглых» цифрах, что назвал Бретон в качестве альтернативы российскому газу. Скажем 50 дополнительных миллиардов кубометров сжиженного газа явно появились в его речи не случайно. Именно на такой объем пообещал недавно нарастить свои поставки СПГ в Европу Вашингтон. Однако, как отмечают независимые эксперты. Такая цель если и достижима, то лишь в перспективе нескольких лет. В этом году США могут нарастить отправку в ЕС своего СПГ лишь на 15 млрд - до 37 млрд кубометров. То есть, реально заместится лишь десятая часть российского экспорта.
Причем эти дополнительные объемы еще надо куда-то принять. Европейские терминалы СПГ практически полностью загружены плановыми поставками, а новые строятся не за один день. Вашингтон, к примеру, предлагает построить газопровод из Испании, где хранится много американского СПГ, во Францию. Однако осуществление такого проекта с нуля потребует внушительных инвестиций и длительного времени на реализацию. Даже строительство менее затратных новых терминалов в Европе, по мнению экспертов, займет от двух до пяти лет.
Столь же сомнительно выглядят и перспективы дополнительных поставок трубопроводного газа взамен российского. Здесь главные надежды еврочиновников связаны с азербайджанским газом, поставляемым по Трансанатолийскому (TANAP) и Трансадриатическому газопроводы (TAP), а также с трубой Baltic Pipe между Польшей и Данией. Однако два последних маршрута еще находятся в процессе строительства, а первый — загружен на максимум своих сегодняшних возможностей: 15-16 млрд кубометров в год. Что опять — таки несопоставимо с российским газовым экспортом в Европу.
Европа не сможет полностью заменить российский газ, утверждает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. «Для европейцев мы – крупнейший поставщик газа. Объемы наших поставок огромны, их заменить невозможно никому, потому что добыть кто-то дополнительные объемы в таком масштабе никто не может. А если европейцы пытаются заменить наш газ на какой-то другой источник энергии, то получится, что они уйдут обратно к углю. Таким образом они откажутся от того, о чем так долго говорили в последние годы - декарбонизация, вредные выбросы, спасение планеты… Ничего этого, получается, не будет.
Но самое главное: крупнейшим поставщиком угля в Европы является ни кто иной, как Россия. Поэтому может сложиться парадоксальная ситуация: отказываясь от российского газа, европейцы перейдут на уголь, который опять-таки надо покупать в России», - говорит аналитик.
По его словам, у властей Европы просто-напросто нет никаких запасов газ «под ключ», которые можно достать из хранилища и раздать потребителям континента. Скажем, новые СПГ - заводы должны будет заработать, в лучшем случае, только через два года.
Юшков утверждает, что если не будет российского газа, больше всего пострадает Германия (на долю которой приходится 50 млрд кубометров — почти треть всего российского экспорта газа). Далее в списке пострадавших следуют страны Восточной и Юго-Восточной Европы: Венгрия, Словакия, Чехия, Болгария, Греция. Все они в достаточно больших объемах покупают российский газ и сильно зависят от его поставок. Без российского газа на континенте обходятся разве что Испания, Португалия, крохотная Исландия и Норвегия, которая сама является экспортерам «голубого топлива». Все остальные страны неизбежно пострадают от отсутствия российского газа — хотя бы в силу того, что без него цена на «голубое топливо» окажется сверхвысокой.