Как заявила представитель министра энергетики Украины Лана Зеркаль, одновременно занимающая должность советника украинского госконцерна «Нафтогаз», Москва не в состоянии оперативно остановить поставки сырья, поскольку для подобной операции нашей стране придется «заглушить скважины и перестать добывать газ». Россия сможет наполнять свои подземные хранилища, но, когда резервные мощности переполнятся, «Газпром» будет вынужден «попросту сжигать» топливо. «Поэтому расчеты за газ в рублях, которыми Россия шантажирует Европу, являются блефом», — отметила Зеркаль.
На самом деле, по словам главы Института национальной энергетики Сергея Правосудова, технически остановить экспорт газа в Европу не составит труда. Его можно закачивать в хранилища или даже держать в самих трубах.
Опыт остановки поставок сырья зарубежным клиентам неоднократно практиковался — как в середине 1990-х и 2000-х годов, когда Киев третировал Москву новыми параметрами соглашения на транзит российского газа в ЕС, так и в середине нынешнего марта, когда «Газпром» не стал бронировать дополнительные объемы в европейской газотранспортной системе.
Сокращение добычи окажется более трудным процессом, поскольку потребует консервации скважин и их последующей реанимации (в случае необходимости дополнительных объемов углеводородов). На это потребуется от нескольких месяцев до полугода в зависимости от технологических особенностей скважин. Пока поставки в европейском направлении остаются стабильными: транзит по территории Украины составляет почти 110 млн кубометров в сутки, а через «Северный поток - 1» ежедневные отгрузки топлива в Германию остаются на уровне 170 млн кубов.
Тем не менее, в «Газпроме» прорабатывают возможность полной остановки поставок сырья «недружественным» государствам и оценивают последствия этого шага. Подробности диверсификационного плана монополии не разглашаются, но в качестве одной из компромиссных схем рассматривалась возможность расчета за поставки энергоресурсов посредством рублевых счетов, которые зарубежным контрагентам придется открыть в российских банках. Именно этот вариант президент Путин подтвердил своим указом.
«Европейские компании, рассчитывающие на продолжение партнерских отношений с «Газпромом», должны будут открыть по два счета в одном из не попавших под санкции российских банков: в евро и в рублях. Средства со счета в евро будут сначала переводиться на рублевый счет, а потом переводиться «Газпрому», — поясняет директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. По сведениям Reuters, теоретически, оплата может быть произведена в рублевом эквиваленте по курсу ЦБ в заранее согласованный расчетный день. Как отмечают источники агентства, «валюта контракта при этом не меняется, речь идет только о валюте платежа». Это, по идее, снимает упрек покупателей российского газа в том, что наша стран-де переходом на рубли меняет условия контракта.
«Внутренним потребителям газа геополитические разногласия не принесут пользы, — отмечает эксперт. — Темпы обеспечения регионов России «голубом топливом» вряд ли существенно вырастут. По данным на начало года, уровень газификации отечественных регионов составил 72%. Наша страна не испытывает дефицит углеводородов — уровень запасов и добычи никогда не может стать предлогом для объявления топливного кризиса. В России существует недостаток локальных распределительных сетей, поэтому подключение отдельных магистралей к отдаленным поселкам и селам окажется гораздо дороже, чем создание очередной экспортного газопровода в Европу».