Страны G7 не станут оплачивать поставки российского газа в рублях, заявил вице-канцлер Германии Роберт Хабек. Тем самым, участники «большой семерки» фактически отказались от предложения Владимира Путина по переводу экспорта «голубого топлива» из нашей страны на рубли (соответствующий документ должен быть подготовлен «Газпромом» и профильными ведомствам правительства до конца марта). Москва ответила на это заявление жестко. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, наша страна не собирается бесплатно поставлять газ, поскольку заниматься в нынешней обстановке «европейской благотворительностью вряд ли возможно и целесообразно». Спикер Кремля четко дал понять, что все вопросы на эту тему будут «решаться по мере поступления», однако в Европе уже рисуют сценарии полной остановки поставок российских летучих энергоресурсов с 1 апреля.
Российские эксперты успокаивают: к объявленному сроку «Газпром» лишь подготовит новые проекты контрактов с европейскими клиентами, после чего начнется обсуждение деталей новых соглашений. «С 31 марта ситуация только начнет развиваться, — полагает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — К этому дедлайну российской стороне предстоит подготовить типовые поправки, позволяющие изменить в действующих контрактах валюту оплаты за поставки газа. Кроме того, России, инициирующей реновацию договоров, скорее всего, придется предоставить контрагентам пакет инструкций, следуя которому можно будет приобрести необходимое количество рублей по разумным котировкам».
Европейские страны могут расслабиться, так как угроза дефицита, которая еще месяц назад загоняла биржевые котировки сырья до рекордных отметок почти в $4000 за тысячу кубометров, немного отступила. Теперь аналогичный объем стоит втрое дешевле.
В конце марта, свидетельствуют данные ассоциации Gas Infrastructure Europe, закачка газа в подземные хранилища континента начала превышать отбор сырья. Тем не менее, топливные резервы Старого Света заметно уступают прошлогодним уровням и по объемам остаются близки к критической отметке. Тем не менее, их хватит на определенное количество времени даже при гипотетическом полном отсутствии российского газа. На сколько именно? Точного ответа на этот вопрос нет: зависит от того, сколько успеют закачать до «дедлайна» и какова будет погода на континенте.
По словам директора Фонда энергетической безопасности Сергея Пикина, Европа продолжает отбирать законтрактованный российский газ, который по украинской транзитной системе сейчас поставляется в максимальных объемах. Остальное недостающее сырье можно будет приобрести на спотовой бирже в рамках краткосрочных сделок.
«Топливо на рынке можно найти в любой момент. Энергокризис в Европе, который успел превратиться в притчу во языцех, заключается не в отсутствии сырья, а в цене на топливо, — считает эксперт. — Пренебрегая российскими поставками, европейские потребители рискуют вновь столкнуться с биржевыми котировками, которые минимум вдвое превысят нынешние цены».
По мнению ведущего эксперта Центра политических технологий Никиты Масленникова, возможность для расчета международных операций в рублях у Европы существует. За девять месяцев прошлого года, по данным ЦБ, 27% поставок российских товаров потребители ЕС оплатили российской валютой.
Инвесторы, остающиеся на отечественных биржах, потихоньку накапливают национальные денежные знаки. Причем такой тренд не связан с требованием ЦБ к экспортерам продавать 80% своей зарубежной выручки.
«Бизнес копит рубли для торговли с Западом, — полагает аналитик. — На первых порах, даже несмотря на предъявляемые друг другу претензии, стороны будут прощупывать места для компромисса. Хотя отказ от использования рубля в энергетических сделках был формально подтвержден единогласным решением G7, далеко не все участники альянса и тем более. Далеко не все страны Европы, полностью согласны с такой позицией».
Какое же возможно компромиссное решение? Например, по словам нашего собеседника, со стороны Европы может быть создан единый независимый посредник, который будет вне государственных санкций приобретать топливо у «Газпрома» за рубли, а затем распределять сырье конкретным европейским потребителям. «По мере того, как запасы топлива в подземных хранилищах Европы будут истощаться, интерес к российской валюте со стороны потребителей континента начнет повышаться», - уверен Масленников.