Назван процент россиян среди курьеров

На каждого приходится по 20 заказов в день

Современную Москву, да и любой другой российский город, уже нельзя представить без сотни курьеров в желтых или зеленых форменных костюмах и с коробами за спиной. Курьеры делают нашу жизнь удобнее, а службы доставки как явление обеспечивают стабильную занятость для сотен тысяч людей — и это очень важно для экономики. Однако работа курьеров сопряжена со стереотипами: мол, сотрудник службы доставки — это непременно мигрант, который плохо понимает по-русски и не годится ни для какой иной работы. Это не так.

На каждого приходится по 20 заказов в день

Кто он — современный российский курьер? Старший научный сотрудник международной лаборатории социальной интеграции НИУ ВШЭ Сергей Давыдов рассказал журналистам, что недавно было проведено исследование, включавшее в себя опрос населения городов-миллионников, а также отраслевых специалистов. В рамках этого исследования удалось составить портрет типичного российского курьера образца 2022 года.

Итак, 89% курьеров — мужчины (особенно ярко гендерный перекос заметен в сфере доставки продуктов, где нужно носить тяжести). Средний возраст — от 18 до 36 лет, более 75% опрошенных имеют образование.

Интересен и неоднозначен вопрос гражданства. Если смотреть срез в целом по стране, то более половины курьеров (56%) имеют российское гражданство, а вот в городах-миллионниках ситуация принципиально иная — в Москве и Санкт-Петербурге не более 20% сотрудников служб доставки являются гражданами РФ. По мнению экспертов, это связано с разной экономической ситуацией: в регионах чаще работают в доставке местные жители, которым нужен дополнительный заработок. При этом 37% опрошенных курьеров отметили, что для них работа в доставке — это подработка, возможность компенсировать потерю или снижение дохода. Так, 38% опрошенных курьеров из числа граждан РФ совмещают работу с учебой, 16% — с другой работой. Это влияет и на интенсивность занятости: если граждане РФ работают 3–5 дней в неделю, то мигранты — более 5 дней в неделю. При этом 81% россиян оформлены как самозанятые, следовательно, могут сами регулировать интенсивность своей работы.

В среднем сегодня курьер доставляет до 20 заказов ежедневно. Большая часть опрошенных отмечают, что такая работа сейчас очень выгодна. Около половины опрошенных планируют продолжать работать в прежнем режиме.

При этом аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Мария Сайкина отмечает, что индустрии доставки предстоит, несмотря на кризис, крайне чутко реагировать на потребительские привычки россиян.

— В последние годы произошел переворот в восприятии онлайн-покупок. Если раньше это был экстренный вариант, скажем, довезти до дома что-то тяжелое или заказать пиццу на корпоратив, то сегодня доставка превратилась в совершенно повседневную практику. Жизнь горожан становится все быстрее и быстрее, мы не хотим тратить время на готовку еды и на походы по магазинам. Поэтому сегодня это самая динамично развивающаяся отрасль. Если сравнивать сегодняшнюю ситуацию с данными за 2001 год, то число доставки выросло более чем на 250%, и это по России в целом — в городах-миллионниках, конечно, процент еще выше. Стремительно увеличивается и доля доставки в обороте крупных супермаркетов и ресторанов, для кого-то она составляет уже более 80%, — объясняет эксперт.

Сайкина подчеркнула, что исключение представляют собой курортные зоны: там, куда люди приезжают на отдых, они все-таки предпочитают ужинать в заведениях, а не заказывать еду в номер.

Эксперт отметила, что организации используют все возможные способы — и собственных курьеров, и сотрудничество со службой доставки: последний вариант дает доступ к солидной клиентской базе и большой пул курьеров, который ритейлер не может сам обеспечить. Однако при использовании собственных курьеров можно гарантировать клиентам лучший контроль качества и лучшую обратную связь. При этом после начала пандемии в 2020 году подключение к службе доставки для многих стало единственной возможностью выжить.

Эксперт подчеркивает: главный аргумент горожан в пользу служб доставки — это возможность сэкономить время и деньги: бывают акции, скидки на товары, возможность расплатиться баллами. Важный момент — экономия сил, т.к. не нужно самостоятельно тащить тяжелые сумки и выходить из дома в плохую погоду (особенно это важно для пенсионеров, матерей в декрете, маломобильных граждан). Поэтому шанс, что люди откажутся от доставки, крайне мал. В числе основных требований к индустрии Сайкина назвала глобальный тренд на ускорение доставки: современный потребитель уже не согласен получать продукты завтра, а ужин — через 2 часа, ему нужно все прямо сейчас. Поэтому будущее — за экспресс-доставкой.

Важно понимать: курьеры сегодня — это сотни тысяч человек, все они работают в доставке готовой еды. Как отметил заместитель председателя комитета по экономической политике Госдумы Станислав Наумов, в ближайшее время предстоит решить вопрос скорейшего замещения транснациональных компаний-гигантов, которые покинули российский рынок, — заменить нужно будет не гамбургеры как таковые, а возможность трудоустройства для огромного количества людей: в том числе тех, кто зарабатывал благодаря доставке.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28753 от 30 марта 2022

Заголовок в газете: Курьер Российской Федерации

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру