Подразделения Российской армии, блокировавшие Мариуполь, постепенно занимают один за другим его районы. Судя по репортажам оттуда, применяемая нашими военными тактика не дает еще остающимся внутри кольца украинцам из батальона «Азов» (признан в РФ экстремистской организацией и запрещен) активно рассредотачиваться в городских кварталах для ведения уличных боев. Вместо этого радикалы вынуждены передислоцировать почти все свои силы на территорию комбината «Азовсталь». Огромное предприятие с многочисленными производственными и вспомогательными сооружениями стало для «азовцев» последней крепостью. «Группировка украинских националистов выбита из жилых кварталов и заблокирована на территории завода «Азовсталь», — сообщил в минувшую субботу журналистам представитель Народной милиции ДНР Эдуард Басурин.
Этот промышленный гигант был построен без малого 90 лет назад и на самом деле является ценнейшим подарком, сделанным руководством СССР союзной республике, оказавшейся тогда «в фаворе».
Еще зимой 1930 года Президиум ВСНХ СССР принял решение о строительстве нового металлургического завода в Мариуполе. Выбор такой дислокации производства объясняется тем, что именно этот город, расположенный на берегу Азовского моря у впадения в него реки Кальмиус, был самым удобным местом для кратчайшей транспортировки водным транспортом железной руды из богатого Камыш-Бурунского месторождения на Керченском полуострове.
Завод «Азовсталь» включили в список будущих флагманов советской индустрии, его сооружение было объявлено одной из приоритетных советских строек. На осуществление проекта кремлевские власти денег не пожалели: из союзного бюджета выделили 292 миллиона рублей. Строить собрались с размахом, запланировав, что завод, выйдя на полную мощность, станет давать по 4 миллиона чугуна в год. Таким образом советские руководители нацелились на мировой рекорд: ведь крупнейший по тем временам завод «Гэри» в США выплавлял только 3 миллиона тонн.
Начало строительства нового металлургического гиганта приурочили к красной дате календаря — 13-й годовщине Октябрьской революции. 7 ноября 1930-го состоялась церемония укладки первой порции бетона в фундамент будущей доменной печи на «Азовстали».
Тысячи рабочих, приехавших в Мариуполь из разных уголков страны, трудились на ударной стройке социализма. Им нужно было не только возвести огромные заводские корпуса, установить оборудование, проложить коммуникации, но и обеспечить необходимые транспортные коридоры для доставки сырья и вывоза готовой продукции. С этой целью осенью 1931 года начали строить грузовой порт в Мариуполе и — с учетом мелководности Азовского моря в данном районе — прокладывать к нему судоходный канал.
Датой начала работы «Азовстали» считается 12 августа 1933 года. Именно тогда доменная печь №1 выдала первую плавку. Запускали домну в присутствии главного регионального начальника — 1-го секретаря КП(б) Украины Станислава Косиора.
Вслед за этой доменной печью было запущено еще несколько. А в начале 1935-го на заводе помимо выплавки чугуна приступили и к производству стали: здесь заработала первая в СССР мощная качающаяся мартеновская печь.
С учетом политико-государственной «моды» того времени заводчан с самого начала стали настраивать на установление производственных рекордов. В мае 1939 года азовстальцам удалось «утереть нос капиталистам» — ими был установлен мировой рекорд по производительности одной доменной печи: домна №3 за сутки выдала «на-гора» 1614 тонн чугуна.
Развитию «Азовстали» помешала начавшаяся Великая Отечественная война. Осенью 1941-го из-за приближения фронта к городу пришлось демонтировать и вывезти на Урал часть оборудования. Другую часть, а также здания и сооружения постарались взорвать и привести в негодность.
Мариуполь был «под немцем» почти два года. Оккупанты пытались восстанавливать отдельные цеха и даже организовать доменное производство. Однако каких-либо значимых результатов достичь они не смогли. «Виновниками» этого были в том числе и участники подпольных групп из числа рабочих, действовавшие на предприятии. Им удалось, например, устроить «случайный» взрыв паровой системы, в результате которого домна получила повреждение.
А к осени 1943 года гитлеровцам стало уже не до восстановления промышленности в Мариуполе: к городу приближались войска Красной Армии. Отступая, немцы не пожалели взрывчатки для уничтожения «Азовстали». Так что вернувшихся сюда металлургов встретили сплошные руины. Пришлось вновь организовывать ударное строительство. И хотя еще вовсю шла война, отнимавшая у страны массу сил, людских ресурсов и средств, уже через год, осенью 1944-го, на возрождаемом мариупольском заводе заработали первые производственные объекты. А вскоре после Победы, 26 июня 1945-го, первая восстановленная домна «Азовстали» дала чугун.
Много проблем возникло с «реанимацией» доменной печи №4. Гитлеровцы изуродовали ее со знанием дела. Они подорвали все опорные колонны, и теперь нужно было разобрать осевшую и покосившуюся домну «по кирпичику», чтобы восстановить их. Однако русские умельцы посрамили тевтонское коварство: был разработан уникальный план, в соответствии с которым махину весом около 1200 тонн сперва выровняли (до этого подорванная домна была похожа на Пизанскую башню), а потом приподняли домкратами и освободившееся пространство использовали для сооружения новых опорных колонн. Такое инженерное ноу-хау было потом предметом восторгов зарубежных специалистов на нескольких международных выставках.
Полное восстановление «Азовстали» завершили в 1949 году. А еще 18 лет спустя на металлургическом заводе началось новое грандиозное строительство. Здесь решено было запустить гигантский прокатный стан «3600» для выпуска толстых стальных листов большого размера.
Махина размером с приличный корабль не имела аналогов в стране. Огромные станины весом под 250 тонн каждая заказали в Чехословакии. Чтобы вывезти их с предприятия-изготовителя в Остраве, использовали специальные трейлеры. Причем из-за огромного веса груза пришлось даже укреплять конструкции нескольких мостов по маршруту следования. В Братиславе станины погрузили на баржи и уже водой — по Дунаю, Черному и Азовскому морям, доставили в Мариуполь. Чудо-прокатный стан заработал в 1973 году.
Один из флагманов советской металлургии после распада СССР в 1991 году остался за Украиной. А перед этим состоялось еще одно эпохальное для комбината (в него был преобразован завод) событие. Незадолго до пресловутого путча мариупольское предприятие вышло со своей продукцией на мировой рынок стали: в марте 1991-го произвели отгрузку первой партии металла по заказу из США. Вот такая «вишенка» досталась Незалежной при разделении общесоюзного «торта».
Увы, сейчас «Азовсталь» превратилась в место, где разгораются ожесточенные бои. «Выковырять» противника оттуда действительно не так просто. Металлургический комбинат — настоящий «город в городе». Он занимает площадь около 11 квадратных километров. На территории расположено 13 только крупных производственных цехов, а еще есть здания вспомогательных служб, системы снабжения электроэнергией, водой, транспортные эстакады, железнодорожные пути… Среди этих сооружений и внутри них боевики оборудуют свои огневые точки и узлы обороны.
Дополнительное удобство обороняющимся дают и подземные коммуникации, имеющиеся на предприятии. Судя по доступной информации, часть из них вполне подходит для скрытного перемещения групп людей с оружием. Проштудировав сайт, посвященный металлургическому комбинату, удалось найти красноречивые данные, относящиеся к одному лишь цеху — тому, в котором и установлен упомянутый уже прокатный стан «3600»: «Протяженность тоннелей толстолистового цеха «Азовстали» (кабельных, водоводных, пешеходных и др.) составляет около 24 километров».
С учетом такой инфраструктуры бои за овладение территорией комбината могут стать очень непростым испытанием. Однако, по мнению некоторые военных экспертов, задачу нашим войскам облегчит то, что у заблокированных в Мариуполе нацбатовцев после стольких дней активных военных действий, скорее всего, уже подходят к концу заготовленные ресурсы вооружения и боеприпасов. Значит, долго они даже в бетонно-железных «джунглях» огромного металлургического комплекса не продержатся.