Общение министра с депутатами профильного Комитета по труду и соцполитике проходило в рамках подготовки к отчету правительства перед Госдумой, который намечен на 7 апреля. Рассказывая о принимаемых мерах по смягчению негативных последствий санкций, Антон Котяков начал с ситуации на рынке труда.
По его словам, по данным конца февраля — начала марта «рынок пока занимает выжидательную позицию, и большинство предприятий, в том числе и тех, что связаны с поставками импортных комплектующих, поставили на паузу». Более 90 тысяч человек находятся в простое, при этом все требования Трудового кодекса иностранными компаниями и связанными с ними российскими выполняются. Работникам платят две трети от оклада или даже от зарплаты, а «чтобы сохранить коллективы», иногда и среднюю зарплату за последние полгода, причем такое обязательство, уточнил министр, взято на несколько месяцев вперед. Еще 14 тысяч россиян сейчас в неоплачиваемых отпусках, а порядка 50 тысяч уведомлены об увольнении. Уведомлений о массовых сокращениях пока нет, подчеркнул г-н Котяков.
Минтруд перевел все центры занятости в регионах на «проактивный режим», и теперь услуги по поиску работы, написанию резюме, переподготовке или повышению квалификации оказываются не только тем, кто встал на учет в качестве безработного, но и тем, кто безработным в ближайшее время с большой вероятностью станет. Если предприятие «модернизирует» свои линии в связи с переходом на новые виды сырья и персонал надо переучивать, федеральный бюджет готов предоставлять субсидии до 60 тысяч на каждого работника, чтобы можно было или нанять образовательную организацию, или самим как-то решить проблему.
Но рост безработицы, судя по всему, неизбежен. Ни одного слова о том, собирается ли правительство увеличить размер пособий уволенным, как это было во время пандемии в 2020 году, в ходе заседания комитета ничего сказано не было. Напомним: максимальное пособие по безработице в 2022 году составляет 12 792 рубля в месяц, что ниже МРОТ, но и в таком размере оно выплачивается лишь первые три месяца из шести, в течение которых в принципе россиянин может рассчитывать на пособие, вторые три месяца оно равно 5 тысячам рублей в месяц. А минимальное пособие по безработице в размере 1500 рублей в месяц, которое получают россияне с маленьким страховым стажем или вовсе без оного, выплачивается максимум три месяца.
Безработным Минтруд предлагает переобучение, временную работу или общественные работы в сфере ЖКХ или дорожного строительства (в последнем случае даже получающий пособие сможет получить дополнительно до 1 МРОТ, то есть не менее 13 890 рублей в месяц). Еще одна опция для малоимущих — заключение социального контракта, когда власти дают деньги на открытие своего дела или переобучение, с обязательством отчитаться об их использовании. До последнего времени войти в эту программу можно было лишь в том случае, если за предыдущие 12 месяцев доход на члена семьи не превышал прожиточного минимума. Но для тех, кто потерял работу после 1 марта 2022 года, социальный контракт теперь доступен без учета доходов за предыдущие 12 месяцев, потому что сейчас материальное положение семей может резко измениться в одночасье. Сходный подход, заверил министр, планируется применять и при определении права на получение социальных пособий.
Николай Коломейцев (КПРФ) заявил, что эксперты, которым три думские фракции заказывали аналитическую работу, еще три года назад сделали вывод, что МРОТ в России должен быть около 35 тысяч рублей в месяц, иначе и экономика развиваться не будет из-за отсутствия спроса. «Есть ли план пересмотреть методику определения МРОТ и его увеличения?» — спросил коммунист. Но г-н Котяков напомнил, что совсем недавно МРОТ в России был вообще ниже прожиточного минимума, а вот уже второй год после перехода на новую методику расчета он выше. После начала военной спецоперации на Украине и перехода западных и не только стран к введению все новых и новых санкций против российской экономики президент поручил индексировать и прожиточный минимум, и МРОТ в соответствии с уровнем инфляции. А спешно принятый закон разрешил правительству делать это оперативно и самостоятельно, без участия парламента. Но ничего конкретного о том, когда и каким образом могут быть пересмотрены и МРОТ, и ПМ (от его величины, кстати, зависит и размер многих социальных пособий, и право на их получение), министр не сказал.
И о масштабах дополнительной индексации пенсий неработающим — тоже: на просьбу Светланы Бессараб («ЕР») «обозначить какие-то временные рамки, когда возможно принятие такого решения и приблизительную цифру», депутаты услышали лишь, что срок предоставления предложений президент определил «до начала апреля» и что вопрос «обсуждается». Но про индексацию пенсий работающим точно можно забыть: отвечая на соответствующий вопрос, глава Минтруда заявил, что «на сегодня на площадке правительства этот вопрос не обсуждается»…