«Соглашение успешно выполняло свою задачу по учету интересов тех поколений граждан, которые имеют стаж работы в СССР», - говорится в пояснительной записке к законопроекту. Но поскольку с даты подписания прошло 30 лет, его положения «уже не соответствуют идеологии и принципам пенсионных систем». В частности, в странах-участницах произошел переход от государственной системы пенсионного обеспечения к формированию пенсий на основе уплаченных страховых взносов.
В 1992 году документ подписали, помимо России, еще девять стран - Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина. Он предполагает, что пенсии назначает и выплачивает государство постоянного проживания лица, независимо от его гражданства.
Причем для граждан этих государств (в прошлом – союзных республик) учитывается весь трудовой стаж и заработок, приобретенные на территории СССР до 1992 года и стран-участниц с 1992-го. В пояснительной записке также сказано, что денонсация соглашения позволит сэкономить до 2,2 млрд рублей из бюджета ПФР в период с 2023-го по 2025 год. И вот еще важный тезис: «В связи с ростом миграционных потоков в РФ растут и затраты на реализацию соглашения. При том, что под него уже могут подпадать граждане, не имеющие минимального стажа работы в СССР и не внесшие вклад в развитие экономики страны».
Мера коснется лишь будущих пенсионеров (выплаты действующим получателям будут продолжены в прежнем объеме), для которых вводятся новые правила. Например, согласно многостороннему соглашению со странами ЕАЭС (Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией), с 1 января 2021 года расходы на пенсию делятся по пропорциональной системе. Стаж, приобретенный на территории разных государств-членов, суммируется, и каждая сторона выплачивает только свою часть. Аналогичный двусторонний документ подписан с Таджикистаном, идут переговоры с Молдавией и Узбекистаном.
«Речь идет о замене откровенно устаревшего пенсионного механизма на тот, что сегодня работает в рамках ЕАЭС, - поясняет профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. – Прежняя система, касавшаяся граждан СНГ, носила рамочный характер и требовала постоянной поддержки и надзора на уровне двусторонних взаимоотношений. Смысла в ней нет, и решение о денонсации вынашивалось в России давно. Регулярно передавать другой стороне информацию о стаже, об отчислениях в Пенсионный фонд достаточно сложно и затратно. Что касается анонсированной экономии в 2,2 млрд рублей, то для государства это смешная цифра».
По словам Сафонова, сейчас даже навскидку нельзя сказать, какое количество людей попадет в орбиту этого решения, и как оно в итоге отразится на них. Прежнее соглашение подразумевало, что мигрант официально трудоустроен в России и получает заработную плату, с которой отчисляются средства в ПФР. А дальше вступают в действие двусторонние соглашения, определяющие механизм потенциальных (в случае возвращения человека на родину) пенсионных выплат в его стране. В каких-то случаях механизм работал, в каких-то нет.
Что касается суммы в 2,2 млрд рублей, то это фактически бесхозные деньги, лежащие мертвым грузом. Они не персонифицированы: непонятно, кому их передавать и как. Многосторонний документ, подписанный в рамках ЕАЭС, лишен этих неясностей и огрехов технического порядка, там все нюансы прописаны предельно четко, отмечает Сафонов.
«Думаю, толчком к принятию решения о денонсации послужили события вокруг Украины, которые ставят перед ПФР массу неразрешимых проблем, ведь Украина была одной из сторон того соглашения 30-летней давности, - говорит доктор экономических наук Сергей Смирнов. – Но пока не понятно, сможет ли соглашение в рамках ЕАЭС равноценно заменить старый договор, не будут ли в конечном итоге ущемлены в пенсионных правах какие-то категории мигрантов. Да, на уровне нормативной документации там все прописано, но в условиях сегодняшней неопределенности трудно прогнозировать, как прописанные на бумаге положения будет реализовываться в реальной жизни».