Еда по фиксированным ценам: план показался нереальным

Предыдущие попытки заканчивались провалом

Призыв детского омбудсмена Татарстана Ирины Волынец создать государственную торговую сеть с фиксированными ценами на товары первой необходимости находит поддержку у россиян. Фиксированные цены на еду — хрустальная мечта многих наших сограждан, она их как бы возвращает в социалистическую молодость. Когда белый батон «нарезной» стоил 15 копеек, колбаса «докторская» 2,20 рубля, «любительская» — 2,90 за кг, а пол-литровый пакетик молока — 20 копеек. Но реально ли возрождение подобного в сегодняшних условиях?

Предыдущие попытки заканчивались провалом

Уполномоченная по правам ребенка Татарстана в своем обращении к премьеру Мишустину совершенно справедливо замечает, что в сегодняшней торговле повсеместно и необоснованно задирают цены на товары первой необходимости. И что пора бы положить этому конец. Собственно, к такому выводу пришли и сотрудники региональных прокуратур, устроивших свою проверку на предмет картельного сговора в ряде регионов. Выход Ирина Волынец видит в создании в России сети государственных магазинов с фиксированными ценами — на молочку, хлебобулочные изделия, овощи «борщевого набора» и детские товары.

«МК» решил опросить экспертов, чтобы выяснить плюсы и минусы подобной инициативы.

Эту идею сразу и горячо поддерживают фермеры, которым порой некуда девать выращенную продукцию. В торговые сети их не пускают — нет у них таких объемов, чтобы ежедневно отгружать тонны картошки или овощей. А других каналов сбыта, по сути, и не осталось.

- Это хорошая инициатива, - считает луховицкий фермер Василий Тимофеев. -  Со сбытом у нас большие проблемы. Далеко ходить не надо: прошлым летом мы продавали свои луховицкие огурцы по 20 рублей за килограмм - при их рыночной стоимости  100-110. Продавали не горожанам, а перекупщикам  из Средней Азии и юга России — никуда больше пристроить свой урожай не могли. 

А если бы появилась такая торговая сеть, мы бы не думали о реализации, наоборот, наращивали свои производства. Но здесь важно, - отмечает он, - чтобы такое начинание не превратилось в формальность, чтобы в конечном итоге в сети не пришли те же граждане из Средней Азии и юга России...

- Для реализации такого масштабного проекта, создания государственных торговых сетей,  должны быть большие инвестиции, - рассуждает председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. - Напомню, что в некоторых нефтяных регионах страны в разное время создавались специальные фонды, которые содержали вот такие магазины с фиксированными ценами. Однако рано или поздно они банкротились. Еще пример: лет 15-20 назад Росрыболовство пыталось создать в каждом регионе магазины «Океан» с дешевой рыбой, потому что якобы рыбы в океане много. Где эти магазины?

Желающих освоить средства на государственные торговые сети у нас найдется много. Только после того, как потратятся десятки миллиардов рублей, может выясниться, что ничего не получилось. Спрашивается, зачем изобретать велосипед?

- Какое же у вас предложение?

- Нужно понимать: для чего нам такая сеть с дешевыми фиксированными ценами? Согласитесь, что не следует пытаться всем навязывать товары по стоимости. В условиях рыночной экономики, когда не государство, а бизнес несет риски и издержки, регулировать цены в конечном звене, на торговой полке, неправильно. Уж если вмешиваться в процесс ценообразования, то вникать в него следует с самого начала производства товара, на всех его этапах. Изучать, что нужно, на каком «отрезке», субсидировать затраты производителю.

А приходить в магазин и говорить, допустим, что картошка должна стоить 20 рублей, а не 40 или 60 — это неправильно. С чего она должна стоить 20 рублей? Электричество дорожает, ГСМ дорожает, а продукты должны дешеветь? Такого не бывает.

На мой взгляд, нет никакой необходимости возрождать советские магазины, выстраивать некие параллельные торговые структуры. Есть вполне прозрачная и уже обкатанная схема целевой поддержки малоимущих. Которая действует в мире, да и в России в том числе. Организация на действующих торговых площадях спецотделов с дешевыми продуктами — для малообеспеченных слоев населения…

Всех людей мы знаем поименно, в период пандемии они не раз получали материальную поддержку от государства. Есть еще вариант: введение продовольственных карт с начислением определенных сумм для покупки товаров первой необходимости. Тоже все просто и понятно,  ведь мы знаем, кто в них нуждается. Никаких дополнительных сетей и инфраструктуры для этого не понадобится.

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28750 от 25 марта 2022

Заголовок в газете: Магазины не вернуть к социализму

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру