Эльтироксин входит в списки жизненно-важных и необходимых лекарственных средств, в списки минимального ассортимента аптечных учреждений. Это – стратегически важный препарат, от которого в немалой степени зависит безопасность страны. Заместительная терапия препаратом левотироксина натрия – единственный способ лечения множества заболеваний щитовидной железы, объединенных общим термином гипотериоз.
Гипотиреоз – это дефицит тиреоидных гормонов в организме. Он развивается по разным причинам. В результате наследственного фактора. Вследствие хронического аутоиммунного тиреоидита. После удаления щитовидной железы – хирургически или радиоактивным йодом. В силу проживания в регионах с недостатком йода. Из-за приема ряда лекарственных средств или из-за некоторых медицинских процедур. После перенесенных инфекций. По неизвестным причинам.
Иногда заболевание уходит на фоне терапии. А иногда – носит стойкий необратимый характер, то есть, пациенту нужно "всю жизнь работать на таблетки". Его симптомы - выраженная утомляемость, сонливость, сухость кожных покровов, выпадение волос, замедленная речь, отечность лица, пальцев рук и ног, запоры, снижение памяти, зябкость, охриплость голоса, подавленное настроение. К ним могут добавляться повышение артериального давления, уровня холестерина крови, хронический гепатит, полиартрит, маточные кровотечения, бесплодие…
Чтобы избежать всех этих проявлений заболевания, людям нужно поддерживать гормональный фон в норме с помощью индивидуально подобранной дозы эльтироксина. Армия пациентов, нуждающихся во временном или пожизненном приеме препарата огромна. По данным эпидемиологических исследований, распространенность гипотиреоза достигает 4—12%, а в отдельных группах населения – до 26%. Чаще всего заболевание касается женщин, с возрастом риск его развития растет. В любом случае, у каждого из нас наверняка есть родственник, коллега, друг или знакомый, жизнь которого напрямую зависит от этого препарата.
Конечно, левотироксин – не инсулин, без которого пациент не продержится и пары дней. Без левотироксина можно протянуть неделю, даже дней 10. Потом обмен веществ начнет замедляться, человек станет вялым, апатичным, у него будут сыпаться волосы. Еще через какое-то время начнут развиваться осложнения: сердечная недостаточность, инсульт, микседематозная кома, кретинизм… Современные врачи такого практически никогда не видели, как не видели провалившийся нос при сифилисе (такое можно встретить лишь на картинках в учебниках). Ведь мы живем в XXI веке, когда гормоны щитовидной железы доступны всем.
И в России они тоже были доступны до последнего времени. А сегодня можно зайти в любую аптеку – и наверняка встретить там человека, который спрашивает: "Эльтироксина так и нет?" А провизоры, которые еще недавно улыбались и говорили: "Ждем вот-вот", теперь отводят глаза, вздыхают и отвечают: "Какой уж там…"
Оказалось, что практически весь эльтироксин на нашем рынке – импортный. Некоторые пациенты, которые все последние дни обивают пороги аптек, впервые с удивлением узнали о том, что препарат производят и у нас. Но и эту продукцию, которая была у нас в "следовых количествах", давно размели.
Пациенты уже сформировали петицию на известной интернет-платформе с призывом вернуть им жизненно-необходимое лекарство. И завалили жалобами Росздравнадзор. Пока на ситуацию отреагировал лишь один производитель, в лице гендиректора зарубежной компании в России и СНГ Александра Штайнбаха. Он пообещал возврат препарата на полки аптек "в ближайшие дни". "На данный момент поставка препарата в дистрибьюторскую сеть производится в полном объеме в соответствии с размещенными объемами заказа», - сообщил он.
Сегодня единственной причиной исчезновения жизненно-важного лекарства стал ажиотажный спрос, в котором вряд ли стоит винить привычных к потрясениям россиян. Потому что если случается что-то катастрофическое, мы традиционно делаем "заначки". Последний раз мы делали так в начале пандемии. Но тогдашняя ситуация не идет ни в какое сравнение с нынешней.
Как рассказала глава Росздравнадзора Алла Самойлова, по результатам мониторинга количество проданного L-тироксина за месяц выросло в 10 (!) раз. «Пациенты, которые принимают его постоянно, просто делают себе запасы», – сказала она. И пообещала его поставки "в полном объеме" в ближайшее время. Точнее, до конца марта.
В этот раз проблему с большой долей вероятности решат "в ручном режиме". Но это будет выглядеть лишь как замазывание трещины в доме, где нужен капительный ремонт. Потому что иностранные фармкомпании, пока продолжающие поставки на наш рынок, могут поменять планы в любой момент. И что тогда? Де факто, отечественного эльтироксина в стране настолько ничтожно мало, что будет верным сказать, что его нет. И сам по себе этот кейс с убедительной наглядность показал, что к ситуации "а если завтра спецоперация" наше здравоохранение совершенно не готово.