«Китайская экономика, представляет собой полностью самодостаточный механизм, – отмечает экономический аналитик Светлана Филиппова. – Китай импортирует ряд ресурсов, таких как лес и уголь, но в случае прекращения этих поставок сможет компенсироваться за счет собственных. При этом объем и ассортимент экспортируемых товаров необычайно широк – от продуктов питания до высокоточных механизмов. Все это делает КНР крайне сильным игроком в мировом экономическом пространстве».
Слова эксперта подтверждает и статистика. Если заглянуть на сайт Федеральной таможенной службы России, то мы увидим, что Китай на первом месте в числе внешнеэкономических партнеров Российской Федерации. И несмотря на пандемию и особый пропускной режим, действующий между нашими странами, объем товарооборота за 2021 год вырос на 35%. Такие цифры озвучила китайская сторона на итоговой пресс-конференции главного таможенного управления 14 января 2022 года в Пекине.
Но вернемся с небес на землю, а из прошлого в настоящее. Важность партнерских отношений между Дальним Востоком и КНР отмечают и на региональном уровне. Китайские фермеры арендуют в Приморье и Хабаровском крае сельскохозяйственные угодья, урожай с которых поступает на полки магазинов и местных рынков. Китайские рабочие трудятся на производствах в Комсомольске-на-Амуре, Большом Камне и в других городах. Китайские торговцы на вещевых рынках до сих пор составляют конкуренцию масс-маркетам и электронным торговым площадкам. Не забудем и о китайской кухне, прочно вошедшей в кухню дальневосточную, и о китайских поварах, чьими трудами это достигается.
«В свете финансовых ограничений, – комментирует Светлана Филиппова, – для КНР открываются отличные перспективы для продвижения на российском рынке в тех сегментах, которые ранее были заняты европейскими, американскими или японскими поставщиками. Это автомобили, оборудование, бытовая техника, различные узлы и агрегаты, фармакология и медицинские услуги. Поэтому вполне логично, что китайская сторона не поддержала политику экономических санкций».
Как отмечает политолог Евгений Чадаев, отношения между КНР и Российской Федерацией остаются вполне стабильными. «Несмотря на то что политика Китая всегда весьма осторожна, можно считать, судя по последним высказываниям, что Китай находится на стороне России, – говорит эксперт. – Конечно, он остается при своем мнении, но в политической сфере он достаточно определенно имеет вектор отношения к России больше, нежели к США. Вспомним и последние события на Тайване, которые тоже сыграли в пользу нашей страны. Что же до экономики, то здесь Китай – чистый прагматик. В рыночной экономике вообще нет понятия «друзья», есть понятие «интересы». Сейчас, особенно после снятия санитарно-эпидемиологических ограничений, Китай наш рынок терять не будет. И будет продвигать продукцию, которую мы потеряем от европейских производителей. Но ухудшения тренда нет, и экономически мы Китаю интересны».
Впрочем, посмотрим, совпадают ли мнения экспертов с реальностью. Все же выкладки аналитиков – это одно, а мнение рядовых граждан – совсем другое. Чтобы проверить эти рассуждения на практике, достаточно заглянуть на полки местных магазинов. Дефицита китайской продукции не ощущается. Фрукты и овощи, джинсы и кроссовки, средства от насекомых и занавески – все остается на своих местах. Да и сами продавцы не торопятся паковать чемоданы и покидать нашу страну.
Берут. Ругают, но берут
Центральный продовольственный рынок Хабаровска со времен «святых девяностых» стал надежным приютом для торговцев со всей Юго-Восточной Азии. Как и двадцать лет назад, здесь по-прежнему можно купить практически все – от зубочисток до газовой плиты. А вот встретить классического лоточника 20-летней давности в окружении полосатых сумок-«китаек», знающего по-русски всего несколько слов и заискивающе улыбающегося, уже не выйдет.
Те, кто не уехал в пандемию, давно ассимилировались, завели семьи, да и за прилавками сами стоят редко – нанимают местных продавцов. «У нашего директора три точки здесь, и еще четыре по городу», – рассказывает Вера. На ее прилавке галантерея: нижнее белье, носки, текстиль – полотенца, покрывала, пижамы, домашняя одежда. «Цены держали до последнего на одном уровне. Носки мужские были по 30 рублей, а сейчас – по 50, а три пары – по 120. Колготки тоже на 20 рублей подняли. Берут. Ругают, но берут».
А вот Люнь Гуан, которую все называют Люся, потому что большинство выходцев из Юго-Восточной Азии выбирают для работы отечественные имена, стоит за прилавком сама. Её бизнес – продажа занавесок и тюля, которые сама Люся здесь же и кроит по размерам заказчика, и подшивает. Цена за работу – 300 рублей/метр плюс стоимость самой ткани. «Сейчас больше стало заказов, – говорит она. – У меня всё красивое – ткани красивые, тюль красивый, берут сейчас хорошо. До вируса (пандемии коронавируса. – Прим.ред.) меньше брали, 3-5 заказов в неделю. Сейчас много берут, хорошо». Ткани Люся заказывает у родни в Суйфэньхэ, те отправляют через транспортную компанию. За товар платит юанями, а вот за доставку берут в долларах. «Последнюю посылку получила в январе, – рассказывает Люся. – Тогда платила в пересчете 600 рублей за килограмм веса. Сейчас, говорят, дороже стало – вырос доллар. Но у меня ткани много, надеюсь, хватит надолго еще».
Для кухни главное – специи
Китайские овощи на столе дальневосточника – дело привычное. Местная продукция не всем по карману: например, килограмм фермерского картофеля обойдется дороже 100 рублей, а килограмм картофеля из Поднебесной – около 60. Система поставки продукции здесь давно отлажена, сбившиеся схемы скорректировала пандемия. Но есть несколько позиций, в которых местные предприниматели не смогли заменить наших соседей. Это сладости, специи и соусы – здесь «китайская монополия». Кстати, любопытный факт: в отличие от наших продавцов, гости из КНР безукоризненно соблюдают масочный режим.
Магазинчики национальных продуктов есть во многих торговых точках города. Их ассортимент у несведущего человека вызывает оторопь. Множество пакетов и пакетиков, бутылок и бутылочек с яркими этикетками и непонятным содержимым. Разобраться самому не просто, а куни (от китайского «куня» – девушка. – Прим.ред.) в большинстве своем неплохо понимают по-русски, но плохо говорят. Так что в продуктовую лавку лучше брать с собой профессионала.
«Любая кухня с течением времени адаптируется под местный продукт и под вкус местного гостя, – рассказывает шеф-повар Дмитрий Синельников, специализирующейся на паназиатской кухне. – Китайская кухня – не исключение. Основные ингредиенты без проблем можно купить в любом супермаркете, на любой базе. Но есть то, что делает блюдо особенным. В китайской кухне, как и в любой паназии, – это специи и соусы». За ними Дмитрий, как и десятки других поваров, приходит в лавочку национальных продуктов. «Можно сделать идеально все, – объясняет он. – Но неправильно подобранные специи испортят все блюдо. А значит, испортят впечатление о заведении и даже о кухне в целом. Для профессионала это недопустимо. Здесь я бываю регулярно, ценник подрос процентов на десять практически на все позиции. Это неприятно, но некритично».
Большинство собеседников отмечают, что по сравнению с локдауном, ситуация не так и страшна: «Пережили чуму, переживем и спецоперацию», – метко заметила одна из торговок. Солидарны все лишь в одном: санкции не вечны, а с соседями надо дружить.