Китай начал поглощать российский Дальний Восток: доберется ли до Москвы

“В рыночной экономике нет «друзей», есть «интересы»”

Начатая Россией на Украине спецоперация взбудоражила весь мир, вынудив целый ряд стран ввести экономические санкции. На этот решительный шаг пошли не все. В частности, от него воздержались в Китае.

“В рыночной экономике нет «друзей», есть «интересы»”
В лавке с китайскими специями и соусами всегда есть покупатели. Фото: Евгения Молотова.

«Китайская экономика, представляет собой полностью самодостаточный механизм, – отмечает экономический аналитик Светлана Филиппова. – Китай импортирует ряд ресурсов, таких как лес и уголь, но в случае прекращения этих поставок сможет компенсироваться за счет собственных. При этом объем и ассортимент экспортируемых товаров необычайно широк – от продуктов питания до высокоточных механизмов. Все это делает КНР крайне сильным игроком в мировом экономическом пространстве».  

Слова эксперта подтверждает и статистика. Если заглянуть на сайт Федеральной таможенной службы России, то мы увидим, что Китай на первом месте в числе внешнеэкономических партнеров Российской Федерации. И несмотря на пандемию и особый пропускной режим, действующий между нашими странами, объем товарооборота за 2021 год вырос на 35%. Такие цифры озвучила китайская сторона на итоговой пресс-конференции главного таможенного управления 14 января 2022 года в Пекине.

Но вернемся с небес на землю, а из прошлого в настоящее. Важность партнерских отношений между Дальним Востоком и КНР отмечают и на региональном уровне. Китайские фермеры арендуют в Приморье и Хабаровском крае сельскохозяйственные угодья, урожай с которых поступает на полки магазинов и местных рынков. Китайские рабочие трудятся на производствах в Комсомольске-на-Амуре, Большом Камне и в других городах. Китайские торговцы на вещевых рынках до сих пор составляют конкуренцию масс-маркетам и электронным торговым площадкам. Не забудем и о китайской кухне, прочно вошедшей в кухню дальневосточную, и о китайских поварах, чьими трудами это достигается.

«В свете финансовых ограничений, – комментирует Светлана Филиппова, – для КНР открываются отличные перспективы для продвижения на российском рынке в тех сегментах, которые ранее были заняты европейскими, американскими или японскими поставщиками. Это автомобили, оборудование, бытовая техника, различные узлы и агрегаты, фармакология и медицинские услуги. Поэтому вполне логично, что китайская сторона не поддержала политику экономических санкций».

Как отмечает политолог Евгений Чадаев, отношения между КНР и Российской Федерацией остаются вполне стабильными. «Несмотря на то что политика Китая всегда весьма осторожна, можно считать, судя по последним высказываниям, что Китай находится на стороне России, – говорит эксперт. – Конечно, он остается при своем мнении, но в политической сфере он достаточно определенно имеет вектор отношения к России больше, нежели к США. Вспомним и последние события на Тайване, которые тоже сыграли в пользу нашей страны. Что же до экономики, то здесь Китай – чистый прагматик. В рыночной экономике вообще нет понятия «друзья», есть понятие «интересы». Сейчас, особенно после снятия санитарно-эпидемиологических ограничений, Китай наш рынок терять не будет. И будет продвигать продукцию, которую мы потеряем от европейских производителей. Но ухудшения тренда нет, и экономически мы Китаю интересны».

Впрочем, посмотрим, совпадают ли мнения экспертов с реальностью. Все же выкладки аналитиков – это одно, а мнение рядовых граждан – совсем другое. Чтобы проверить эти рассуждения на практике, достаточно заглянуть на полки местных магазинов. Дефицита китайской продукции не ощущается. Фрукты и овощи, джинсы и кроссовки, средства от насекомых и занавески – все остается на своих местах. Да и сами продавцы не торопятся паковать чемоданы и покидать нашу страну.  

Берут. Ругают, но берут

Центральный продовольственный рынок Хабаровска со времен «святых девяностых» стал надежным приютом для торговцев со всей Юго-Восточной Азии. Как и двадцать лет назад, здесь по-прежнему можно купить практически все – от зубочисток до газовой плиты. А вот встретить классического лоточника 20-летней давности в окружении полосатых сумок-«китаек», знающего по-русски всего несколько слов и заискивающе улыбающегося, уже не выйдет. 

Те, кто не уехал в пандемию, давно ассимилировались, завели семьи, да и за прилавками сами стоят редко – нанимают местных продавцов. «У нашего директора три точки здесь, и еще четыре по городу», – рассказывает Вера. На ее прилавке галантерея: нижнее белье, носки, текстиль – полотенца, покрывала, пижамы, домашняя одежда. «Цены держали до последнего на одном уровне. Носки мужские были по 30 рублей, а сейчас – по 50, а три пары – по 120. Колготки тоже на 20 рублей подняли. Берут. Ругают, но берут».

Продавщица тканей Люся только рада возросшему спросу на свои занавески. Фото: Евгения Молотова.

А вот Люнь Гуан, которую все называют Люся, потому что большинство выходцев из Юго-Восточной Азии выбирают для работы отечественные имена, стоит за прилавком сама. Её бизнес – продажа занавесок и тюля, которые сама Люся здесь же и кроит по размерам заказчика, и подшивает. Цена за работу – 300 рублей/метр плюс стоимость самой ткани. «Сейчас больше стало заказов, – говорит она. – У меня всё красивое – ткани красивые, тюль красивый, берут сейчас хорошо. До вируса (пандемии коронавируса. – Прим.ред.) меньше брали, 3-5 заказов в неделю. Сейчас много берут, хорошо». Ткани Люся заказывает у родни в Суйфэньхэ, те отправляют через транспортную компанию. За товар платит юанями, а вот за доставку берут в долларах. «Последнюю посылку получила в январе, – рассказывает Люся. – Тогда платила в пересчете 600 рублей за килограмм веса. Сейчас, говорят, дороже стало – вырос доллар. Но у меня ткани много, надеюсь, хватит надолго еще».

Для кухни главное – специи

Китайские овощи на столе дальневосточника – дело привычное. Местная продукция не всем по карману: например, килограмм фермерского картофеля обойдется дороже 100 рублей, а килограмм картофеля из Поднебесной – около 60. Система поставки продукции здесь давно отлажена, сбившиеся схемы скорректировала пандемия. Но есть несколько позиций, в которых местные предприниматели не смогли заменить наших соседей. Это сладости, специи и соусы – здесь «китайская монополия». Кстати, любопытный факт: в отличие от наших продавцов, гости из КНР безукоризненно соблюдают масочный режим.

Магазинчики национальных продуктов есть во многих торговых точках города. Их ассортимент у несведущего человека вызывает оторопь. Множество пакетов и пакетиков, бутылок и бутылочек с яркими этикетками и непонятным содержимым. Разобраться самому не просто, а куни (от китайского «куня» – девушка. – Прим.ред.) в большинстве своем неплохо понимают по-русски, но плохо говорят. Так что в продуктовую лавку лучше брать с собой профессионала.

На местном рынке можно купить всё от зубочисток до газовой плиты. Фото: Евгения Молотова.

«Любая кухня с течением времени адаптируется под местный продукт и под вкус местного гостя, – рассказывает шеф-повар Дмитрий Синельников, специализирующейся на паназиатской кухне. – Китайская кухня – не исключение. Основные ингредиенты без проблем можно купить в любом супермаркете, на любой базе. Но есть то, что делает блюдо особенным. В китайской кухне, как и в любой паназии, – это специи и соусы». За ними Дмитрий, как и десятки других поваров, приходит в лавочку национальных продуктов. «Можно сделать идеально все, – объясняет он. – Но неправильно подобранные специи испортят все блюдо. А значит, испортят впечатление о заведении и даже о кухне в целом. Для профессионала это недопустимо. Здесь я бываю регулярно, ценник подрос процентов на десять практически на все позиции. Это неприятно, но некритично».

Большинство собеседников отмечают, что по сравнению с локдауном, ситуация не так и страшна: «Пережили чуму, переживем и спецоперацию», – метко заметила одна из торговок. Солидарны все лишь в одном: санкции не вечны, а с соседями надо дружить.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру