- По сути все, что этот завод реально выпускал за все постсоветские годы, так это было либо то, что делалось на деньги России, либо по заказу России, - говорит эксперт. – Из последнего, что можно назвать, это несколько пассажирских самолетов Ан-158, которые были сделаны на «Авианте» для Кубы по заказу нашей российской лизинговой фирмы «Ильюшин-Финанс». Собирали ещё какие-то части крыла для Ан-148, которые производился у нас в Воронеже.
Позже на «Авианте» был сделан один-единственный военно-транспортный самолет Ан-178, который они возили туда-сюда на выставки. И все.
Затем начиная где-то с 2015-го года, когда российско-украинские отношения окончательно сошли на нет, максимум чем занимался этот завод – ремонтом старых самолётов антоновской фирмы, которые все еще летали не только на Украине, но и в некоторых других странах.
Причем, говорит Роман Гусаров, что касается ремонта, то с ним возникала масса проблем. Разгорались вечные скандалы, и заводу постоянно «выкатывали» штрафы, так как заказчики самолеты на ремонт отправляли, а забрать их вовремя не могли. «Авиант» был не в состоянии толком выполнить этот ремонт из-за того, что многие комплектующие к этим самолетам были российские. А связи с российским заводами были окончательно разрушены.
- В последние годы «Авиант» фактически превратился в умирающее ремонтное предприятие, - поясняет Роман Гусаров. - Ничего другого ожидать и не следовало. Когда на Украине начали хозяйничать американцы, одной из задач, которую они себе ставили, было окончательное разрушение украинского авиапрома. Вместе с российским авиапромом КБ Антонова ранее представляло для них серьезную конкуренцию. Это, естественно, относилось и к «Авианту», и к фирме «Антонов». С этой задачей американцы прекрасно справились.
Так что все эти пляски ряда украинских авиадеятелей по поводу того, что вот, дескать, мы сейчас объединимся с Западом, и в авиапроме у нас наступит процветание – детские иллюзии. Мы всегда говорили: это всё пустые слова. Обещаниями они были и останутся. Так и произошло.