Вопрос имеет значение. Проще всего, учитывая форс-мажорные обстоятельства, лучше затихариться и переключиться на какие-то другие культуры, не зависящие от капризов западных партнеров. Но есть уже заключенный на 2022 год контракт, и если все эти громогласные заявления об уходе с российского рынка окажутся просто сотрясением воздуха, то попадешь под срыв обязательств перед партнером со всеми вытекающими отсюда неустойками.
Как говорится, «сажать нельзя срывать», где поставить запятую?
- Лично я буду сажать свои салаты в прежних объемах, будто ничего не произошло,- говорит производитель овощной продукции Амир Мухаметшин.- Ситуация на рынке меняется каждый день, сегодня может что-то закрыться, а что-то открыться. А если есть товар, то на него найдется и купец.
Амир поставляет свою продукцию (салаты айсберг, романо, латук и др.) через переработчика в основном в крупные сети быстрого питания. Коллеги и друзья говорят, что если что-то пойдет не так, то его продукцию «с руками и ногами» оторвут рестораны. Дескать, не прогоришь. Это так. Но дело в том, что в фастфуд ходят все слои нашего населения, он доступен и для студентов, и для школьников. Там «заморить червячка» можно за 200-250 рублей, сравнительно дешево.
А вот в рестораны с их ценами на обед по 800-1000 рублей и с нашими доходами простой смертный не пойдет. Значит, объемы поставок салатов сильно уменьшатся.
Но в любом случае Амир решил придерживаться заключенного уже контракта. «Ситуация постоянно меняется, а если что, придется просто перетерпеть», - опять повторяет он.
Хотя признается, что сегодняшний бизнес скорее убыточный, чем прибыльный. До 2014 года доллар стоил порядка 30 рублей, килограмм салата продавался по 35-40 рублей, то есть, дороже доллара. Намного дешевле тогда стоило и дизельное топливо, и другие энергоносители.
Сегодня этот же килограмм продается по 45-50 рублей, получается меньше половины доллара. Хотя все расчеты в экономике хозяйства так или иначе завязаны на американской валюте.
Семена — особая история, отечественных семян салатов нет, а если какие и есть, то они ни о чем. Фермеры покупают импортные, на один гектар примерно 100 тысяч рублей. У Амира определенный объем семян уже закуплен еще с осени, что-то предстоит докупать, чтобы выполнить объемы. Кстати, с февраля (всего за месяц!) они подорожали на 60 %...
Такая не совсем оптимистическая арифметика на предстоящую посевную.
Ситуация с западным фастфудом в России зависла в воздухе. Уже известно, что предприятия, работающие по франшизе, продолжают работать в обычном режиме. А вот те сети, которые контролируются из-за рубежа, и «временно приостановили деятельность», призадумались: стоит ли им в спешном порядке покидать этот рынок? В заявлениях появляются более обтекаемые формулировки: в результате логистических сложностей или по причине операционных трудностей.
Российские власти уже заявили, что на таких «точках» введут внешнее управление и впоследствии заменят их отечественными брендами.