Мы попытались самостоятельно подобрать тур на сайте одного из крупнейших туроператоров. Запрос был следующим: Турция, на одного, на 6 ночей с вылетом 18–21 марта. На сайте появилась надпись: «К сожалению, ничего не найдено. Попробуйте изменить параметры поиска, например, даты начала тура или количество ночей. Или свяжитесь с нами, и мы с радостью поможем вам!» Звоним.
«Хотела на вашем сайте прицениться, но туры не найдены. Почему?» — спрашиваю у сотрудницы туроператора.
«Мы приостановили продажи путевок в Турцию, ОАЭ и Египет до 31 марта», — рассказывает она. По словам девушки, те, кто уже купил туры на март, полетят, если авиаперевозчики не скорректируют свою полетную программу в ближайшие дни.
В офисе другого туроператора нам предложили туры по запросу на март. «Вариантов очень мало. Проблемы именно с авиакомпаниями, — подчеркивает сотрудник Ирина. — Минимальная стоимость — 60 тыс. рублей на одного на неделю. Это если ехать в самую бюджетную турецкую «пятерку». Если в более-менее приличный пятизвездочный отель, то стоить это будет около 80–100 тыс. рублей. Авиаперевозчик «Ямал»: пока у него рейсы есть», — говорит девушка.
В Российском союзе туриндустрии (РСТ) в разговоре с «МК» отметили, что как минимум два крупных туроператора приостановили продажи до конца марта. Хотя официального сообщения, что продажи по конкретным направлениям остановлены, не было. По словам нашего собеседника в РСТ, работу заморозили, чтобы попробовать разобраться с лайнерами.
Основной вопрос — это самолеты, говорит профессор кафедры менеджмента и сервиса РАНХиГС, эксперт по туризму Галина Дехтярь. «Наши самолеты, которые находятся в лизинге, уже задерживали в разных странах. Не совсем понятна логика авиакомпаний, которые основным своим авиапарком работали на чужих самолетах. Эти лайнеры находятся в собственности лизингодателя, и он вправе потребовать их вернуть. Авиакомпании боятся угрозы ареста лайнеров в Турции, Египте и других популярных туристических странах. Предполагалось пересесть на борта турецкие, казахстанские, белорусские и другие, чтобы летали иностранные авиаперевозчики. Ведутся переговоры. Многие люди уже оплатили путевки. Смена самолетов может привести к подорожанию туров. В таком случае турист или соглашается на новую сумму и производит доплату, или получает свои деньги назад», — рассказывает эксперт.
«Туроператоры абсолютно правильно сделали, что приостановили продажу путевок. Так они никого не подведут и не увеличат задолженность перед клиентами», — продолжает Дехтярь. Компании понимают всю сложность ситуации. Продолжение реализации путевок грозило бы массовыми жалобами туристов, которые не смогут или вылететь из страны, или вернуться обратно. Между тем операторы до сих пор не расплатились с клиентами за нереализованные туры из-за пандемии коронавируса в 2020-м. Точную сумму назвать сложно, но речь идет о миллиардах рублей. Напомним, что правительство продлило мораторий на возврат средств за несостоявшиеся турпоездки до конца 2022-го.
«Падение показывает и зарубежный туризм, и отечественный. Закрыты аэропорты в Анапе, Геленджике, Симферополе. Туристы заняли выжидательную позицию, — рассказывает наш собеседник, пожелавший сохранить анонимность. — Иностранные перевозчики продолжают летать: авиакомпании ОАЭ, Турции, Сербии... На их рейсы, казалось бы, безопасно покупать билеты. Но в любой момент любая авиакомпания может прекратить полеты. Даже зарубежная».
В частности, турецкий Pegasus Airlines объявил о временной остановке полетов в России. Его примеру последовали EgyptAir, AirAstana, AZAL, Buta Airways и другие. Эксперты отмечают, что надо понимать, что из-за девальвации рубля отдых подорожал минимум на 50%. «Операторы отказываются от продажи туров из-за невозможности предсказать, какими будут дальнейшие санкции. Сейчас около 30 тыс. человек ожидают вывозных рейсов, и завозить на курорты новых туристов было бы крайне странно», — говорит наш собеседник.