Инвесторы "Северного потока 2" — Shell, OMV, Engie, Uniper и Wintershall — вряд ли окупят траты при задержке или отмене проекта, сообщает РИА Новости со ссылкой на представителя экспертного клуба Центра стратегических разработок (ЦСР) Андрея Гусева.
21 февраля президент РФ Владимир Путин подписал указы о признании суверенитета Донецкой и Луганской народных республик, а 24 февраля Россия начала специальную военную операцию по демилитаризации и денацификации Украины. В ответ страны запада ввели новые антироссийские санкции. Например, Германия приостановила сертификацию газопровода "Северный поток 2".
Комментируя это аналитик ЦСР заявил, что сомневается в возможности возвращения всех вложенных в проект средств и взыскать упущенную выгоду "…тем более что оператор может начать процедуру банкротства", — отметил Гусев.
Европейские компании финансировали проект наполовину, до 950 миллионов евро каждый. Компания Shell — одна из пяти соинвесторов "Северного потока 2" — 28 февраля заявила о намерении прекратить участие в проекте.
Гусев пояснил, что потенциально иски при приостановлении или отмене проекта могут иметь несколько направлений: государственные суды, коммерческий или инвестиционный арбитраж.
Введение санкций затрудняет исполнение обязательств, и многие акторы будут ссылаться на форс-мажор, добавил он. Вопрос - является ли произошедшее форс-мажором - будет одним из главных, полагает аналитик. Если действие санкций определено договором к форс-мажорным обстоятельствам, это увеличивает шанс на освобождение от ответственности за неисполнение договорных условий, хотя суд все равно будет оценивать влияние санкций на возможность исполнения обязательств и устанавливать причинно-следственную связь, отметил Гусев.
В теории оператор либо партнеры его партнеры способны начать разбирательство против ЕС, воспользовавшись положениями Договора к Энергетической хартии. Однако такой иск требует четких обоснований, в частности, доказательств, что инвестиции экспроприировали либо в отношении них были приняты меры, имеющие аналогичные экспроприации последствия, то есть влияющие на возможность использования инвестиций и их стоимость.
Или инвесторы будут доказывать, например, нарушение режима справедливого и равноправного обращения, считает аналитик. Однако он подчеркивает, что пока не усматривает таких оснований.