«А напоследок я скажу»
С момента начала спецоперации России в Украине прошло уже более двух недель. За это время мало кто из так называемых «лидеров мнений» остался в стороне происходящего и никоим образом не выразил свою позицию. К сожалению, сегодня от нас всех будто требуется принять одну из лишь двух сторон, хотя, как писал британский автор Уинстон Грэм, «в мире нет чёрного и белого». Но мы – это мы, а люди с большими доходами – это совсем иное. Им, казалось бы, следует быть аккуратнее в выражениях касательно страны, где они трудились и в чьей экономической системе существуют их активы. Тем не менее, многие из них не поддержали правительство в это непростое время.
«Надо сделать всё необходимое, чтобы выход из этого конфликта был найден в самое ближайшее время и кровопролитие прекратилось, чтобы помочь пострадавшим людям восстановить нормальную жизнь. Отвечая на вопрос о введении в отношении меня санкций Евросоюза, хочу подчеркнуть, что я далек от политики и всю жизнь создавал экономическую ценность для компаний, в которых я работал в России и за рубежом. Абсолютно не имею никакого отношения к возникновению нынешней геополитической напряженности. Не понимаю, почему в отношении [меня] введены санкции», - цитирует Алексея Мордашова портал «Бумага».
Алексей Мордашов - российский предприниматель и управленец, миллиардер. Владелец 77 % акций, председатель совета директоров ПАО «Северсталь», генеральный директор ЗАО «Севергрупп», председатель Совета директоров ПАО «Силовые машины», член Совета директоров Nord Gold N.V. и председатель Совета директоров ЗАО «Свеза». Владелец 32 % немецкой туристической компании TUI Group. В начальный период приватизации в России, в 1992 году, Мордашов стал директором по экономике и финансам Череповецкого металлургического комбината, вскоре преобразованного в ОАО «Северсталь».
Открестился от близости с государством и бизнесмен Андрей Мельниченко - владелец ведущего мирового производителя удобрений «Еврохим» и крупнейшей угольной компании СУЭК. «Выдуманные основания для включения в санкционный список ЕС абсурдны и бессмысленны. СУЭК и «Еврохим» – полностью частные компании и не связаны с государством», – отметил представитель
Мельниченко газете «Ведомости». По его словам, Андрей Мельниченко – бизнесмен, предприниматель и инвестор в образование и науку и не имеет никакого отношения к трагическим событиям в Украине и никогда не имел отношения к политике.
Стоит напомнить, что за несколько недель до введения в отношения Мельниченко санкций Евросоюза бизнесмен принимал участие во встрече президента РФ Владимира Путина с российскими предпринимателями.
Роман Абрамович - российский, израильский и португальский предприниматель, который, пожалуй, вообще не нуждается в справке для читателя, также в открытую не поддержал действия Российского правительства.
«Для меня это никогда не было ни бизнесом, ни деньгами, а чистой страстью к игре и клубу («Челси»- прим. ред). Более того, я поручил своей команде создать благотворительный фонд, которому будет перечислен весь чистый доход от продажи. Фонд будет создан в интересах всех пострадавших на Украине. Это будет включать в себя предоставление средств для удовлетворения экстренных и неотложных потребностей пострадавших, а также поддержку долгосрочной работы по восстановлению», - цитируют его СМИ.
Громкие заголовки в российских СМИ на этой неделе появились после того, как Владимир Потанин, глава и основной владелец «Норникеля», заявил о том, что возможная национализация предприятий тех фирм, которые ушли с российского рынка, «вернет нашу страну на сто лет назад, в 1917 год». Эта идея, которую одобрило Правительство РФ в ответ на недружественные действия западных стран и поддержал Владимир Путин.
Как же так получается, что получив «за три копейки» свои нынешние бизнесы в прошлом, эти люди сегодня не хотят отдавать свои голоса российской власти? Неужели в них проснулись исключительно пацифистские чувства...или снова «ничего личного, только бизнес»?
Мирные миллиарды
Сегодня, как утверждают СМИ, Михаил Фридман находится в Великобритании, Петр Авен – в Италии, Алексей Мордашов – на Сейшелах, Владимир Потанин - в Израиле. И только Вагит Алекперов, как простой россиянин по "горящей путевке", улетел в Турцию.
Разберем интересы перечисленных ранее «отдыхающих» на примере компании ЛУКОЙЛ. Как сообщает «Независимая газета», совет директоров компании ЛУКОЙЛ выразил «свою озабоченность по поводу продолжающихся трагических событий на Украине и глубочайшее сочувствие всем, кого коснулась эта трагедия. ЛУКОЙЛ выступает за скорейшее прекращение вооруженного конфликта и всецело поддерживает его разрешение путем переговорного процесса, дипломатическими средствами».
Где-то в предыдущем абзаце мы подобное слышали, не правда ли? Почему конфликты, возникающие на нашем «голубом шарике», ранее не удостаивались внимания целых советов директоров? Может, здесь главную роль играет страх на за жизни людей, а за собственные «заводы – пароходы»? Ведь так не хочется попасть под западные санкции и расстаться со своими баснословными капиталами.
Доставайте счеты, отчего же «не посчитать нам, уважаемые кроты»? ЛУКОЙЛ имеет в собственности НПЗ в Италии (на острове Сицилия близ Приоло), в Болгарии (в 15 км от Бургаса) и в Румынии (в Плоешти). Кроме того, в копилку идет и 45% в НПЗ в Нидерландах, расположенном в крупнейшем узле северо-западной Европы ARA (Амстердам–Роттердам–Антверпен). Свыше 90% продукции завода реализуется, как заявляет ЛУКОЙЛ, не только в Нидерландах, но и в Бельгии, Германии, Швейцарии.
Как сообщали представители компании, в 2020 году переработка нефти на европейских НПЗ составила 18,5 млн т, тогда как в России – 40 млн т. То есть, практически половина и все заграницей. К этому великолепию добавляем факт, что почти 40% АЗС под эгидой ЛУКОЙЛ приходится на европейские сети в Бельгии, Греции, Италии, Нидерландах, Финляндии, странах Балканского полуострова. В общем и целом доля ЛУКОЙЛа на рынке моторных топлив европейских государств доходит до четверти. В Финляндии – 25%, Болгарии – 24%, Молдавии – 20%, Румынии – 17%. А еще с 2011 года в Норвегии компания имеет квалификационный допуск для работы на норвежском шельфе Баренцева моря, с 2012 года у ЛУКОЙЛ есть свой офис в Осло. В том же 2011 году началась разработка и разведка румынского блока «Трайдент» в Черном море с долей в 88%. С мая того же года в Бухаресте функционирует офис «ЛУКОЙЛ Оверсиз».
Конечно, при такой иностранной загрузке объявление санкций против ЛУКОЙЛа и его основных владельцев – Вагита Алекперова и Леонида Федуна, все равно что практически похоронить их заживо. Куда пойдут эти мирные миллиарды, заработанные на выкачивании из российских недр черного золота?
«Недолго музыка играла»…
«Подушка безопасности» в виде приятных мировому сообществу слов, не спасла: законодатели Ньюарка, крупнейшего города в штате Нью-Джерси (США), проголосовали за резолюцию с призывом приостановить лицензии АЗС под брендом ЛУКОЙЛ. Отметим, у ЛУКОЙЛа в США помимо АЗС целых 230 франшиз.
Стоит ли ждать блудного попугая?
В свете всего этого, хочется задаться простым вопросом: нужно ли нам такое в стране? Нужны ли нам те, кто годами фактически наживался на богатствах нашей с вами Родины, а когда настали трудные времена, решили «поводить хвостом»? Думаю, что в правительстве довольно очевидный ответ на эти вопросы, если не дали еще, то дадут в скором времени. Ведь если уж вы женаты, то вам, наверное, захочется, чтобы жена была «и в болезни, и в здравии».